Поиск по сайту



Счетчики





Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе

Источник: Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе // Анализ литературного произведения: Материалы в помощь студенту-филологу / Под ред. к.ф.н.., проф. С.Ю.Баранова. - Вологда: ВГПУ: "Русь", 2001.

Поэзия, с одной стороны, безусловно, трансцедентна, и мы должны расстаться со всякой претензией не только на непосредственное понимание каждого отдельного стихотворения, о чем говорит в своей работе "Время и бытие" Мартин Хайдеггер / "если бы сейчас, и именно самим поэтом Георгом Траклем, нам могло быть зачитано его стихотворение " Семипеснь смерти", то мы захотели бы слушать его часто и расстаться со всякой претензией на непосредственное понимание" /9; 394/, но и на дискурсивное, опосредованное. Но, с другой стороны, поэзия, аналогично бытию, "имея место как выход присутствия из потаенности" /Хайдеггер 9, 394/, магически имманентно неисчерпаема.

Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность. В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов. М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному: " имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников. Имманентный анализ - область теоретической поэтики; интертекстуальный /сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией/ - область не науки, а критики, дело индивидуального или группового вкуса" /2, 97-98/. Безусловно, открытым остается вопрос о том, как происходит процесс усвоения имманентностью интертекстуальности и наоборот. В этом смысле в силу вступает взгляд на литературное произведение как на отправную точку некоторого процесса, а не как на конечный пункт или продукт тех или иных процессов.

Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и так называемое "медленное чтение".

В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он может быть реализован как в условиях формального, так и структурного анализа, равно как и в условиях "медленного чтения". Либо могут быть использованы операционные принципы всех названных типов анализа. Основным операционным принципом формального анализа является выделение поэтического приема и объяснение его эстетической функции, структурного - обнаружение со- и противопоставительных отношений между элементами структуры на разных уровнях текста. В основе "медленного чтения" - статарный принцип - остановка: "читатель делает остановку после каждой фразы /строки, строфы/ и дает себе отчет, какую она дала ему новую информацию и как перестроила старую информацию" /2, 97/.

Авторы методик имманентного чтения большое внимание уделяют анализу композиции поэтического текста, обнаружению "эстетически действенных элементов" /М.Л.Гаспаров/ на различных уровнях текста. Как известно, В.М.Жирмунский /3/ и Ю.М.Лотман /4/ выделяют фонетический, метрический, морфолого-грамматический, синтаксический, лексико-семантический уровни в пределах поэтического текста. М.Л.Гаспаров считает, что "эстетически действенные элементы" выслеживаются на трех уровнях и шести подуровнях строения произведения" /3, 96/. По мнению ученого, они следующие:

"А/ образный уровень:

1. Словесно выраженные идеи и эмоции. Отчетливая и неотчетливая их выраженность; проблемы их классификации; случаи отсутствия идей и эмоций в произведении.

2. Образы и мотивы. Образ или понятие - потенциально каждое существительное; мотив - потенциально каждый глагол. Художественный мир произведения как совокупность его образов и мотивов; частотный тезаурус произведения, автора, эпохи. Поле зрения в этом мире, его расширение, сужение, интериоризация.

Б/ стилистический уровень:

3. Аномальная лексика, понятие "редкого слова", их источники и классификация.

Аномальная семантика, тропы и фигуры, разница между этими понятиями, их классификация; задача переработки риторической традиции на основе современной лингвистики.

4. Аномальный синтаксис, параллелизм и инверсии; ритм длинных и коротких фраз, его повышенная ощутимость в стихе.

В/ фонический уровень:

5. Метрика, ритм ударений и ритм словоразделов.Рифма простая и богатая, точная и неточная, грамматичная и антиграмматичная. Строфика и ее семантические ассоциации. Лингвистика стиха как наука о структурных связях метрики и других уровней.

6. Фоника /звукопись/ : аллитерация и ассонансы, их семантическая нагрузка: звукоподражание, звуковой символизм, анаграмма" /2, 96 - 97/.

"Эстетически действенные элементы" М.Л.Гаспаров определяет как "любые отклонения от интуитивно ощущаемой нейтральной нормы языка:необычное качество, необычная частота, необычное расположение звуков, мыслей, оборотов и т.д." /2, 96/. Хочется согласиться с М.Л.Гаспаровым, который считает: " Сущность филологической работы над поэтическим текстом - в том, что филолог дает себе и другим отчет в источниках возникновения своих эстетических переживаний" /2, 96/.

Важно, чтобы анализ поэтического текста не превратился в описательный, для этого необходимо не только обнаруживать функции найденых элементов на том или ином уровне, но и выявлять параметры взаимообусловленности функций элементов на различных уровнях текста.

Так Ю.М.Лотман, анализируя стихотворение А.Блока "Анне Ахматовой" /4/, обращает внимание на то, что открытия на фонемном уровне предопределяют движение анализа на других уровнях, фонетический повтор обусловливает семантическую близость слов, в которых он реализуется. По мнению исследователя, повтор звука "а" делает семантически близкими в первой строфе слова "красота", "страшна", "красный", сочетание которых ассоциируется со значением слова "кровь", во второй строфе слова "красота", "проста", "красный", сочетание которых ассоциируется со значением слова "красивый". Именно отсюда возникают две основные смысловые формулы текста, порождающие образы Кармен и Мадонны и предопределяющие ситуацию выбора, в которой оказывается лирическая героиня.

Сочетание простых поуровневых композиций, фонической, метрической, стилистической, образной и т.д., дает, по убеждению М.Л.Гаспарова, неповторимо сложную композицию текста в целом /2/.

Е.Г.Эткинд считает, что любая поэтическая композиция симметрична /10/. Отсюда - обнаружение закономерности в композиции - толчок к пониманию авторского замысла. Анализируя стихотворение А.Блока "Равенна" /10/, исследователь обращает внимание на то,что девятистрофная композиция избирается поэтом не случайно, данный выбор предопределяется возможностью сопоставления замысла " Равенны" с замыслом "Божественной комедии" Данте, как известно, число "9" имело символическое значение для автора бессмертной комедии. По мнению Е.Г.Эткинда, обнаружение симметрии в стихотворении А.С.Пушкина "К***" /"Я помню чудное мгновенье…" /10/ позволяет по-новому прочесть давно знакомые строки. Если отказаться от известной композиционной формулы "3+3" и внимательнее присмотреться к формуле "2+2+2", в условиях которой особенно значимой будет первая строка пятой строфы "Душе настало пробужденье…", тогда окажется, что основной мыслью стихотворения является не общепринятая: "Любовь возвращает исчезнувшее вдохновенье", а вновь найденная : "Пробудившаяся душа, вернувшееся вдохновенье возрождают любовь".

Имманентный анализ - это прежде всего, безусловно, анализ языковой, так как имманентная сущность литературы определяется ее материалом. "Литература, отлитая по форме и субстанции данного языка, отвечает свойствам и строению своей матрицы"/5/. Но с другой стороны, для осуществления имманентного анализа необходима интуиция, образное мышление и память, богатое воображение. В этом смысле не случайно имманентный анализ так широко используется в средних классах.

Важным условием для реализации задач имманентного анализа является осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического. Обычно школьники, отвечая на вопрос о том, чем отличается поэтический текст от прозаического, говорят о наличии в поэтическом тексте метра, рифмы, ритма. Следует обратить их внимание на то, что необходимо говорить не о наличии в поэтическом тексте ритма,безусловно существующего и в прозаическом тексте, а о той функции, которую он выполняет в стиховой конструкции. В литературоведении не оспаривалась мысль о том, что ритм организует поэтический текст и тем самым выполняет смыслоразличительную функцию. Единицей поэтического текста, как известно, является строка, которая имеет свои границы в пространстве художественном и графическом. Вертикальное положение поэтического текста обусловливает соотносимость и соизмеримость строк. Подобная организация поэтического текста создает условия для слогового /главнейшим компонентом ритма является метр/ и возвратного чтения. Также следует обратить внимание учащихся на то, что значение и смысл поэтического слова определяются /с точки зрения представителей формального и структурного литературоведения/ местом, которое оно занимает в стиховой конструкции или структуре.

В ходе имманентного анализа обнаруживаются тема и основная мысль поэтического текста. Как правило, учащиеся смешивают понятия темы и идеи. Важно объяснить, что в поэтическом тексте находят свое выражение два основных плана: "про что" и " о чем". В этом смысле замечательным является высказывание Г.Данелия о том, что, начиная работу над фильмом, он всегда знает, про что будет будущий фильм и никогда не знает, о чем он будет. Для того, чтобы убедиться, что эти два плана проявляют себя в поэтическом тексте при всей их взаимозависимости как самостоятельные, можно вместе с учащимися проанализировать стихотворение А.Фета "Чудная картина…"Обычно дети говорят, что в этом стихотворении автор хотел выразить свою любовь к родной природе, полагая, что формулируют основную идею текста. Анализируя стихотворение А.Фета, необходимо показать, что в каждом отдельном стихотворении есть "отдельная идея", иначе окажется, что поэзия служит средством для выражения небольшого круга идей. Какова же идея стихотворения Афанасия Фета? Ю.Н.Тынянов писал: "…стих обнаружился как система сложного взаимодействия, а не соединения; метафорически выражаясь, стих обнаружился как борьба факторов, а не как содружество их" /8,33/; Ю.М.Лотман - основным принципом организации структуры является сопоставление / отождествление, противопоставление /4/. Противопоставление очевидно проявляет себя в этом стихотворении.Первой строкой "Чудная картина…" задается ситуация ожидания, читатель уверен, что далее последует описание какой-то необычной, удивительной картины, однако чиитательские ожидания оказываются обманутыми - следует описание обычной картины, в художественном отношении даже заштампованнной. Данное столкновение открывает возможности для понимания идеи стихотворения: "Привычное, отождествленное с вечным, становится удивительным, чудным, родным".

Формальное и структурное литератуоведение наметило определенные пути обнаружения темы и идеи в поэтическом тексте, выработало формулы анализа, определило операционные принципы, сложились представления о некоей последовательности анализа. Мы уже говорили о том, что толчком к обнаружению авторского замысла может стать выявление закономерности в композиции поэтического текста. Анализ текста по строфам обычно осуществляется через выявление мотивов и образов в первой строфе и наблюдение за их развиием в последующих строфах. М ы уже отмечали, что широкие возможности для понимания темы и идеи стихотворения открывает анализ текста по уровням. Обнаружение функций использованных средств языковой выразительности также явяляется и формулой, и средством для выявления идеи стихотворения. Используются и такие формулы анализа, как сопоставление сильных позиций текста, сопоставление первой и последней строфы, обнаружение со- и противопоставительных отношений элементов текста на разных его уровнях, выявление функций метра, рифмы, ритма в целом. Основной операцией анализа становится поиск повтора. Также можно прибегать к филологическому комментарию в самых разных его проявлениях, или к "медленному", статарному чтению - чтению с остановками.

Можно выделить два основных этапа, реализующих задачи имманентного анализа: этап подготовки текста к анализу, на котором школьники учатся находить и определять литературные явления, и этап непосредственного анализа текста, на котором учащиеся пытаются выявлять функции найденных явлений. Отсюда различный характер вопросов и заданий к тексту, например:

1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?

2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?

3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?

4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.

5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?

6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?

7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.

Попытаемся выполнить анализ поэтического текста по заявленным параметрам на примере стихотворения А.Ахматовой " Я пришла к поэту в гости…"

Композиция стихотворения заявляется как местоименная. В начальной и тем самым сильной позиции оказывается местоимение "Я". "Я" обнаруживает себя так очевидно не потому, что лирическая героиня Ахматовой хочет подчеркнуть свою значимость, скорее она убеждена и хочет убедить своего читателя в важности происходящего здесь и сейчас.

На морфологическом уровне "Я" подтвеждается два раза: "меня" /"Как хозяин молчаливый/ Ясно смотрит на меня!"/; "мне" / "Мне же лучше, осторожной, / В них и вовсе не глядеть"/. Употребление личного местоимения в двух разных формах позволяет сопоставить два разных состояния героини: безотчетное движение навстречу чувству перепроверяется попыткой увидеть это чувство со стороны. "Я" реализуется три раза, всего один раз - "он" / "У него глаза такие…"/, чем подчеркивается Его единственность.Отсюда возникает одна из основных смысловых формул текста "я -он". Спрятанная внутрь стихотворения и являющаяся дйствительно "внутренней", личной, она сталкивается с двумя другими: "я - хозяин"; "я поэт". Стихотворение строится так, что первые три строфы заявляют и реализуют названные формулы, а последняя, с одной стороны, отказывается от них, с другой - объединяет их выражением: " Но запомнится беседа.."

На фонетическом уровне наиболее очевидно проявляет себя тема поэта через последовательное повторение звука "о". "Я", заявленное через повторяющееся "а", звучит начительно реже.

На лексическом уровне тема стихотворения реализуется прежде всего через повторы. Два раза повторяются слова "полдень" и "воскресенье", казалось бы, оба раза в одном и том же значении. Однако, в первом случае "полдень" употребляется во временном значении, во втором - в характерологическом. "Воскресенье" в первой строфе - день недели, в последней значение этого слова связывается с представлениями о Воскресении.Значительность происходящего при этом осознается в условиях пространственной и временной масштабности: "…У морских ворот Невы". Рождается новая формула - "поэт - поэт". По-прежнему значимой остается в последней строфе и формула "я - он", она возвращается благодаря лексическому повтору "запомнить - запомнится": "запомнить глаза" - "запомнится беседа". "Лексическое поле" поэта накладывается на "лексическое поле" хозяина: "в гости", "хозяин", "дом". Все формулы сливаются в одну: " я, поэт, гостья - он, поэт, хозяин".

На синтаксическом уровне выделенной оказывается последняя строфа - она противопоставляется всем остальным строфам. Особенно значимой становится первая строка "Но запомнится беседа…"В данном случае "беседа" противопоставляется "его глазам" - отдается предпочтение слову поэта. Т.о., первая строка последней строфы выполняет и объединяющую, и противопоставительную фунции, и функцию возврата. Кроме того, последняя строфа оформляется в качестве отдельного предложения и тем самым звучит как вывод.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который как бы пересекает, рассеивает ту грусть, которой оно наполнено. В стихотворени нет как таковой рифмы, но остается впечатление, что рифма присутствует и выполняет все свои основные функции. Это происходит за счет обильного использования аллитераций и ассонансов, которые, распространяясь по всему стихотворению, опять сближают найденные темы и мотивы. Стихотворение написано с использованием женских окончаний и лишь последнее окончание - мужское , твердое. Считается, что короткая концовочная строка дает ощущение завершенности сказанного.

Если проследить,совпадают ли словоразделы / границы между словами / c границами стоп, то окажется, что большая часть слов будет "разведена" по разным стопам : "/Я при/шла к по/ эту в гости/". Но выделится группа слов, которые останутся целыми, неделимыми: "гости", "ровно", "полдень", "воскресенье", "тихо", "солнце", "сизым", "дымом", "молчаливый", "ясно смотрит", "каждый должен", "лучше", "осторожной", "вовсе", "дымный полдень", "воскресенье в доме сером". Интересно, что ритмом в большей мере заявляется тема чувства и дома.

Сопоставление первой и последней строфы приводит к осознанию их параллельности.

В качестве основных средств языковой выразительности поэт выбирает эпитеты, граничащие с метафорой, желая придать тексту большую определительность.

Основными темами стихотворения становятся темы чувства, дома, поэта. Автору дороги все эти темы, но все же ведущей оказывается тема поэта, что подтверждается оформлением сильных позиций текста.

К имманентному анализу поэтического текста мы обращаемся на уроках литературы в средних и в старших классах, но в средних классах мы вместе с учащимися погружаемся в саму атмосферу анализа, а в старших пытаемся увидеть ход анализа со стороны.


1.Ахматова Анна Андреевна. Собрание сочинений в двух томах, М.,1996.Т.1.

2.Гаспаров М.Л. Анализ литературного текста//Программа и учебный план отделения теоретической и прикладной лингвистики. М., МГУ,1996. С.96-99.

3.Жирмунский В.М.Задачи поэтики//Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.,1977. С.15-55.

4.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии.C.-ПБ,1996. C.18-252.

5.Сепир Эдвард. Язык и культура//Сепир Эдвард. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С.195-203.

6.Словарь иностранных слов. М.,1985.

7.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Проф. Д.Ушакова.М,1996.

8.Тынянов Ю.Н.Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт.М.,1993.

9.Хайдеггер Мартин.Время и бытие//Хайдеггер Мартин.Время и бытие.Статьи и выступления.М.,1993.

10.Эткинд Е.Г.Симметрические композиции у Пушкина.Париж,1988.

11.Эткинд Е.Г.Материя стиха.Париж,1985.