Рекомендуем

Поиск по сайту



Счетчики





Концепция 1-го Всероссийского съезда методистов и учителей-словесников

Изучение литературы в русской школе исторически имело решающее значение для воспитания подрастающего поколения, определяя жизненные ориентиры личности, утверждая основы национальной культуры.

Десятилетие социальных и идеологических переломов, пережитое нашим обществом в конце ХХ начале XXI века, с особой остротой показало необходимость внутреннего преображения человека. Вне развития гуманистического и планетарного сознания невозможен прогресс общества. Литература как предмет школьног изучения в решении этих задач играет первостепенную роль, поскольку именно искусство позволяет личностно присвоить потенциал культуры и влиять на сознание и поведение учеников школы.

Постоянное сокращение часов на изучение литературы и искусства в целом в школе и неопределенность целей и структуры литературного образования, размытых сменой идеологических и педагогических ориентиров, требуют проведения съезда словесников, на котором будут представлены школьные учителя, литературоведы, методисты, способные ответить на насущные запросы времени.

Среди вопросов, которые предстоит решить съезду, первоочередными представляются следующие:


    Каковы цели школьного курса литературы в целом, и как они соотносятся с задачами других гуманитарных дисциплин, изучаемых в школе?


    Какие ступени проходит школьник в своем читательском развитии, и как соотнесены содержание и формы литературного образования с периодами развития?


    Как определить минимум обязательных знаний и умений, зафиксированный в стандартах образования?


    Каковы формы экзаменов по литературе в основной и полной средней школе?


    По каким критериям и кто должен оценивать программы и учебники по предмету?


    Каковы особенности программ для профильных школ?


    Каковы критерии оценки работы учителя-словесника и в каких учреждениях он должен повышать квалификацию и получать аттестацию для получения разряда?


    Каким должно быть старшее звено школы при переходе к 12-летнему обучению: 9+3 или 10+2?


    Каков должен быть курс истории литературы в старших классах, обеспечивающий диалог времен и национальных культур в сознании школьника?

Разноголосье мнений по каждому из этих вопросов препятствует решительным действиям Министерства образования. Без согласованного порядка действий и четкой перспективы развития реально невозможно ни реформировать, ни модернизировать школу.

Съезд призван выразить различные позиции, существующие в методической науке и практике, обсудить их и сделать выбор в пользу наиболее перспективных решений, дав поручения и рекомендации РАО, Министерству образования, педагогическим институтам и университетам, BEE? Комитетам образования по реализации выработанных решений.