Реклама

Авторские путешествия по россии и миру traveler.market.

• Автоломбард спб на сайте tochka-sbyta.ru. | фитнес клубы екатеринбуга, lady в екатеринбурге

Поиск по сайту



Счетчики





ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ О217ОО ФИЛОЛОГИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)

Пояснительная записка

Современная школа предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной компетентности филолога-преподавателя, которые сформулированы в Приказе Министерства образования РФ "О присвоении дополнительной квалификации "Преподаватель" выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования". Программа выстраивается с учетом данных требований. Студент-выпускник должен обнаружить на экзамене знание и понимание основ методики преподавания литературы как научной дисциплины. Он должен продемонстрировать способность творческого осмысления прошлого и современного состояния теории и практики преподавания литературы в школе.

Содержание экзамена

1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина.

Теоретические основы курса методики преподавания литературы. Предмет, объект и методы исследования методики преподавания литературы как научной дисциплины. Взаимосвязь методики преподавания литературы с литературоведением, педагогикой, дидактикой, психологией, теорией коммуникации и другими науками. Основные направления развития методики преподавания литературы как науки на современном этапе.

2. Диалогические основания преподавания литературы в школе.

Монологические и диалогические основания преподавания литературы в школе. Понятие диалога в методике преподавания литературы. Коммуникативная дидактика В.И.Тюпы. Школа диалога культур В.С.Библера.

3. Основные этапы развития методической мысли в России.

Творческое освоение методических традиций - одно из условий успешного преподавания литературы.

Первые свидетельства о методике преподавания литературы. Словесные науки в школах Древней Руси. М.В.Ломоносов - зачинатель отечественной методики преподавания словесности. Дидактические и методические идеи М.В.Ломоносова. Преподавание словесности в ХУ111 веке. Деятельность Н.И.Новикова. Развитие методической науки в первой половине Х1Х века (А.Ф.Мерзляков, Ф.И.Буслаев, А.Д.Галахов). Методические искания в 60-80 годы Х1Х века (В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, В.П.Скопин, В.П.Острогорский, В.П.Шереметевский, А.И.Незеленов, Л.И.Поливанов).

Развитие методической мысли на рубеже Х1Х-ХХ веков (Ц.П.Балталон, А.Д.Алферов, Б.М.Эйхенбаум, В.В.Данилов, М.О.Гершензон).

Методика преподавания литературы в советский период (Н.М.Соколов, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков).

Методика преподавания литературы на современном этапе. Две основные образовательные модели современности. Технологичность преподавания литературы на современном этапе. Деятельностный и интеграционный подходы к преподаванию литературы. Формирование компетенций. Особенности личностно-ориентированного обучения литературе. Литература в условиях развивающего обучения. Диалогические основания преподавания литературы. Практическая направленность преподавания литературы в школе. Дискуссии о преподавании литературы. Основные направления модернизации средней школы.

4. Становление литературы как предмета преподавания в российской школе.

"Поэтика" и "риторика" как основные курсы "старой" школы. Литература как предмет преподавания в ХУ111 - Х1Х веках. Изменение содержания школьного курса литературы после революции 1917 года. Литература как предмет преподавания на современном этапе.

5. Современные концепции содержания литературного образования школьников.

Концепции содержания литературного образования школьников. Учебно-методические комплексы по литературе. Государственный стандарт литературного образования. Этапы литературного образования в современной школе. Основные направления обновления содержания литературного образования в школе.

6. Литература как учебный предмет в современной школе.

Многообразие социальных и эстетических функций литературы. Своеобразие литературы как учебного предмета. Задачи изучения литературы. Взаимодействие изучения литературы с опытом освоения других видов искусства.

7. Проблема литературного развития школьников.

Критерии литературного развития. Периоды развития читателя-школьника. Восприятие литературного произведения как методическая проблема. Понимание. Единство эмоционального и рационального в постижении произведений литературы. Развитие психологических качеств личности. Психологический, философско-исторический, литературоведческий, эстетико-искусствоведческий подходы к проблеме восприятия. Соотношение художественного восприятия и художественного творчества. Функциональность восприятия. Субъективность восприятия. Понятие восприятия в психологии и методике преподавания литературы. Взаимосвязь восприятия и анализа. История восприятия и история литературы. Обусловленность восприятия. Формирование восприятия. Моделирование восприятия. Изменение восприятия. Создание условий для "правильного" восприятия. Возрастные, типологические, индивидуальные особенности восприятия. Развитие разных сторон читательского восприятия. Диагностирование восприятия. Периоды развития читателя-школьника. Сочетание "наивного реализма" с авангардным мышлением. Психологический портрет читателя-школьника.

Формирование читательских и литературно-творческих способностей школьников в процессе преподавания литературы.

8. Методы обучения литературе в школе и вузе.

Сущность и определение метода обучения. Классификация методов обучения, основания для классификации. Современные методы обучения. Критерии выбора методов обучения. Метод преподавания литературы - его дидактическая основа и предметная специфика. Основания для классификации методов в методике преподавания литературы (Ф.И.Буслаев, В.В.Голубков). Классификация методов, предложенная Н.И.Кудряшевым. Роль метода творческого чтения. Классификация методов, предложенная В.Г.Маранцманом. Нормативно-исполнительский инструментарий метода. Метод и виды деятельности учителя и учащихся.

9. Способы освоения литературного произведения в школе.

Чтение, анализ и интерпретация как основные способы освоения литературного произведения. Школьный и литературоведческий анализ в их взаимосвязях и специфике. Академическое литературоведение и методика преподавания литературы. Пути анализа и интерпретации литературного произведения в школе.

10. Проблема организации чтения художественных произведений в школе.

Вопросы организации чтения художественных произведений в школе. Виды чтения.

11. Восприятие и изучение эпического произведения в школе.

Изучение эпического произведения в его родовой специфике. Особенности восприятия эпического произведения учащимися. Пути анализа и интерпретации эпического текста. Педагогическая техника на уроках литературы по изучению эпического произведения.

12. Восприятие и изучение лирического произведения в школе.

Изучение лирического произведения в его родовой специфике. Особенности восприятия лирического произведения. Пути анализа и интерпретации поэтического текста. Педагогическая техника на уроках литературы по изучению лирического произведения.

13. Восприятие и изучение драматического произведения в школе.

Изучение драматургического произведения в его родовой специфике. Особенности восприятия драматургического произведения учащимися. Пути анализа и интерпретации драматургического текста. Педагогическая техника на уроках литературы по изучению драматургического произведения.

14. Изучение теории литературы в школе. Формирование представлений об авторе как методическая проблема.

Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Система теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, в овладении критериями оценок литературных явлений. Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий. Различные подходы к проблеме изучения теории литературы в школе. Формирование представлений и понятий в ходе освоения теории литературы. Роль терминологических определений. Проблема автора как методическая.

15. Изучение истории литературы в школе.

Методологическое и методическое значение знания основ науки о литературе в системе школьного литературного образования и развития учащихся. Историзм в преподавании литературы. Единство историко-литературного и теоретико-литературного подхода к анализу литературных явлений. Значение и место историко-литературных знаний на уроках литературы. Специфика курса на историко-литературной основе в 10 - 11 классах. Подходы к изучению творчества отдельного писателя. Биография писателя в школьном курсе литературы. Варианты структурирования монографических и обзорных тем.

16. Изучение литературной критики в школьном курсе литературы.

Место литературной критики в школьном курсе литературы. Пути изучения литературно-критических материалов на уроках литературы. Проблема разграничения литературоведческой и критической статьи.

17. Развитие речи школьников в процессе изучения литературы.

Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы. Проблема речевого развития. Речевые ситуации на уроке литературы. Устная и письменная речь учащихся. Формирование языковой личности. Формирование коммуникативной компетенции. Речь учителя литературы.

Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему. Требования к выпускному сочинению в школе и вступительному в вуз. Выразительное чтение.

18. Способы актуализации знаний школьников в процессе обучения литературе. Организация самостоятельной работы учащихся. Отслеживание результатов и эффективности обучения литературе в школе.

Пути актуализации знаний учащихся. Повторение, закрепление, систематизация, обобщение, сопоставление. Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках литературы. Интегративный подход к преподаванию литературы.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Определение понятия "самостоятельная работа". Значение и место самостоятельной работы школьника в процессе изучения литературы. Пути формирования творческой самостоятельности учащихся.

Отслеживание результатов и эффективности обучения литературе в школе

Основные направления и пути отслеживания результатов и эффективности обучения литературе. Устный и письменный экзамены по литературе. Формирование рефлексивных способностей. Подготовка в вуз.

19. Урок литературы, его структура, типология и специфика.

Литературоведческая, психолого-педагогическая, дидактическая, коммуникативная составляющие урока литературы. Урок литературы - урок диалог. Структура урока. Учебная, творческая и исследовательская деятельность учащихся на уроке. Формы сотрудничества. Системность урока. Формирование специальных умений. Эффективность урока. Педагогическая техника на уроке литературы. Урок литературы - урок словесности. Интеграция уроков литературы с уроками русского языка, русской словесности. Типология уроков. Виды уроков литературы. Формы проведения урока литературы в школе. Взаимосвязь содержания и формы урока литературы. Варианты урока литературы на одну и ту же тему. Варианты уроков в школах разного типа Урок литературы в разных дидактических системах. Анализ и самоанализ урока литературы. Виды анализа и самоанализа урока. Алгоритм написания конспекта урока литературы. Работа над конспектом. Режиссура урока. Планирование работы учителя литературы. Лаборатория ученика.

20. Основы современной педагогической риторики. Педагогическая риторика на уроке литературы.

Риторика взаимодействия учителя и ученика в процессе изучения литературы в условиях авторитарной и личностно-ориентированной дидактики. О монологическом и диалогическом типах речевого идеала.

21. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Программы факультативных курсов по литературе.

Взаимосвязь уроков, факультативных занятий и внеклассной работы. Организация внеклассного чтения. Стимулирование читательских интересов школьников, формы содержательного контроля. Читательские дневники, проведение читательских конференций, литературных композиций, тематических вечеров, межпредметных праздников; их роль в развитии самостоятельной творческой инициативы учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Виды и формы внеклассной работы учащихся.

22. Дидактика и методика преподавания литературы.

Педагогическая парадигма. Задачи дидактики как науки. Два основных подхода к обучению. Основные понятия дидактики. Образование и обучение. Тип образования. Образ человека. Законы обучения. Закономерности обучения. Закономерности целей обучения. Закономерности содержания обучения. Закономерности технологий, форм и методов обучения. Закономерности использования средств обучения. Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения. Принципы обучения. Принципы образовательного процесса. Дидактические системы. Содержание образования. Концепции содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Основополагающие принципы обновления содержания общего среднего и высшего образования. Направления обновления содержания образования. Организация процесса обучения литературе в школе и вузе. Формы организации обучения, формы обучения, средства, информационно-справочные средства обучения в школе и вузе.

Знания, умения, навыки. Их применение. Условия происхождения знаний. Универсальные способы получения и употребления знаний. Экстенсивные и интенсивные способы обучения. Пути оптимизации процесса обучения.

23. Специфика изучения литературы в средних и старших классах школы.

Этапы литературного образования и развития в современной школе, их характеристика. Литературоведческая, дидактическая, психолого-педагогическая, коммуникативная составляющие этапов.

24. Современные образовательные технологии обучения литературе в школе и вузе.

Определение понятия "технология". Основания для классификации технологий. Обучение и технология. Метод и технология. Проблемное обучение. Модульные и коммуникативные технологии.

25. Факторы, обуславливающие уровень профессионально-педагогической компетентности учителя литературы.

Знание психологии, умение ориентироваться в пространстве современной педагогической реальности, знание дидактики, умение сделать правильный выбор методов, технологий обучения, форм организации обучения, форм обучения, форм проведения занятия, средств обучения, осознание важности решения проблемы литературного развития, знание особенностей восприятия учащихся разных возрастов, типов, готовность к проектированию программ индивидуального развития, знание периодов развития читателя-школьника, осознание необходимости раскрытия и формирования способностей учащихся, знание литературоведения, осознание своеобразия литературы как учебного предмета, знание истории методики, овладение основами методики преподавания литературы как науки, знание этапов литературного образования и развития, владение мастерством проведения урока-диалога, знание диалогических основ преподавания литературы, знание специфики преподавания истории литературы, теории литературы литературной критики, специфики изучения лирических, эпических, драматических произведений, умение выбрать аспект читательского восприятия, способ освоения литературного произведения, путь анализа, вид чтения, путь интерпретации, форму развития речи, вид диагностирования, способ актуализации знаний, путь осуществления межпредметных и внутрипредметных связей, путь активизации, интенсификации, оптимизации процесса обучения, вид деятельности учителя и ученика, в том числе совместной, самостоятельной работы учащихся, форму отслеживания и контроля результатов обучения, образовательную стратегию - установку на результат, на значимость первичности образовательного продукта учащегося, а также умение выбрать необходимые профессиональные приоритеты.

Литература к курсу.