Реклама

avtovokzal-tver.ru сайт наших партнеров

• предлагаемая стоимость охранных услуг в России

Поиск по сайту



Счетчики





Схема комплексного анализа урока литературы


    Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.


    Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.


    Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы.


    Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.


    Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.


    Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.).


    Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению и т.д.


    Структура урока. Основные учебные ситуации урока. "Переходы" от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.


    Тип урока.


    Форма проведения урока.


    Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.


    Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.


    Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.


    Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).


    Использование возможностей катехизирования.


    Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т.д.).


    Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).


    Формирование читательских способностей учащихся.


    Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.


    Формирование литературно-творческих способностей учащихся.


    Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).


    Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.


    Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения.


    Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения.


    Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.


    Осуществление внутрипредметных и межпреддметных связей.


    Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.


    Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.


    Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.


    Способы актуализации базовых знаний учащихся.


    Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д.


    Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.


    Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.


    Формирование рефлексивных способностей учащихся.


    Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.


    Темп урока.


    Эмоциональная атмосфера урока.


    Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.


    Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.


    Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).


    Учет статуса класса.


    Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.


    Пути оптимизации учебного процесса.


    Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.


    Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, коммуникативная была сильнее?