Рекомендуем

Реклама

Люблино-Моторс!

мангал лофт

• В светлое время суток публичен aplay казино официальный сайт вход, где увлеченнные игроки могут выбрать самые привлекательные слоты, полагаясь на свой вкус. Обещаны спецвыплаты за прибыльные комбинации удобными для людей самыми знаменитыми методами.

Поиск по сайту



Счетчики





Программа по литературе под редакцией С. Ю. БАРАНОВА
для средних общеобразовательных школ Вологодской области

Авторы: С. Ю. Баранов, Е. А. Баринова, Е. А. Латкина, Е. В. Малкова, Т. Л. Шишигина.

Программа под редакцией С. Ю. Баранова предназначена для средних общеобразовательных школ Вологодской области. Это единственная региональная программа. Ее создатели ставили перед собой три цели:


    Обеспечить завершенность девятилетнего цикла литературного образования;


    Провести корректировку содержания учебной дисциплины с учетом изменений в культурном сознании;


    Разработать темы, образующие региональный компонент.

По мнению авторов программы, в школах не до конца соблюдаются требования Государственного стандарта, и это положение необходимо исправить. Так, в этом документе выделены следующие концентры в средней школе и задачи литературного образования в рамках каждого из них:

5-7 кл. На этом этапе происходит формирование культуры контекстного восприятия, понимание логики событий и роли изобразительно-выразительных средств в литературном произведении. Основными принципами расположения литературного материала здесь становятся: проблемно-тематический, жанровый и хронологический.

8-9 кл. Изучение литературы представляет собой начальный курс на историко-литературной основе; создаются предпосылки для выработки целостного взгляда на развитие литературы от древности до наших дней, происходит знакомство со значительными писателями и произведениями. Принцип расположения произведений - историко-хронологический.

10-11 кл. Курс на историко-литературной основе. Формирование навыков исторического подхода к явлениям культуры; формирование представления о литературе как специфическом способе рассмотрения жизненно важных вопросов; формирование критериев оценки художественных явлений. Вершинные произведения изучается здесь в контексте творческого пути писателя и движения литературы в целом. Принцип организации литературного материала - историко-хронологический.

По традиции, в школе историко-литературный курс начинается с 9, а не с 10 класса (как это предусмотрено в Стандарте), поэтому ученик, покидающий школу после 9 класса, целостного представления о развитии русской литературы не получает; его знакомство с отечественной словесностью на историко-литературной основе завершается Гоголем. Программа исправляет этот недостаток.

Вообще, эта программа представляет собой попытку привести преподавание литературы в соответствие с установками стандарта, исходя из условий, возможностей, культурных и образовательных традиций в г. Вологде и Вологодской области.

Главной целью литературного образования авторы программы называют формирование "квалифицированного читателя", то есть субъекта культуры, способного воспринимать литературное произведение в соответствии с его социально-эстетической спецификой.

В региональной программе акцент смещен в сторону изучения произведений русских писателей (хотя и зарубежная литература представлена довольно широко). Авторы это объясняют тем, что, во-первых, полноценно воспринимать произведение читатель может лишь в том случае, если свободно владеет языком, на котором оно написано; во-вторых, русская классическая культура, по их мнению, литературоцентрична, и в ее мир русский человек входит прежде всего через литературу; в-третьих, русская классическая литература представляет собой свод памятников, имеющих большую культурную значимость - не только в нашей стране, но и за ее пределами. Не стоит, однако, считать, что произведения зарубежных авторов здесь не изучаются вообще. Например, в 8 классе наряду с творчеством Батюшкова, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя изучаются произведения Мольера ("Мещанин во дворянстве"), Скотта ("Айвенго"), Байрона, Гейне. Русские классики ощущали себя включенными в контекст мировой и, прежде всего, европейской культуры; русский читатель на протяжении двух последних столетий неизменно ощущал себя носителем европейской культуры. Поэтому эффективное изучение русской литературы предполагает знакомство с вершинными достижениями литературы европейской (в этом реализуется принцип "диалога культур"). Учитывая это, составители программы попытались укрепить в ней позиции зарубежной, главным образом западноевропейской культуры.

Региональный компонент программы формировался следующим образом. Прежде всего, в состав этого компонента вводились только произведения, имеющие безусловную художественную значимость. (Понятно, что литература "второго" и "третьего ряда" оказывается "за бортом" школьного изучения.) Региональная специфика проявляется в подобранных произведениях по-разному. Это принадлежность к культуре северо-западного региона РФ ("Калевала"); это деятельность описываемого лица на территории Вологодского края ("Житие Кирилла Белозерского"); это биографическая связь с вологодским краем (Батюшков). Кроме того, региональный компонент формировался за счет научно-критических и методических работ вологодских авторов, включенных в списки рекомендованной литературы.

Основу программы составили тематические блоки (например, "Поэзия Генриха Гейне", "Творчество Н. В. Гоголя" - они включены в программу для 8 кл.). Аннотации к темам разработаны подробнее, чем в федеральных программах (с тем, чтобы дать учителю более полное представление о проблемно-тематическом поле данного блока). Здесь дан список текстов для изучения, тезисы того, о чем должна идти речь на уроке, список литературоведческих работ по теме, а также опорные понятия, которые определяют характер теоретических знаний, усваиваемых в процессе работы над материалом данного блока (опорные понятия разделяются на две категории: 1) те, по уяснению которых ведется специальная работа; 2) те, сформированное представление о которых закрепляется и развивается). Например, в теме "Поэзия Генриха Гейне" к опорными понятиям, по которым должна быть проведена специальная работа, относятся: "демонизм", "легенда", "лирическая баллада", "образ-настроение", "обрамление", "поэтическая книга", "ритмическая пауза", "творческая индивидуальность"; "сопутствующие" опорные понятия - "композиционный прием", "лиризм", "лирический герой", "метафора" и т. д.

При использовании этой программы неизбежно встает вопрос об учебных пособиях. Рекомендуются учебники В. Г. Маранцмана или Г. И. Беленького, как наиболее близкие принципам региональной программы. Например, в 8 классе авторы рекомендуют использовать "Учебную хрестоматию для 8 класса средней школы" Г. И. Беленького и книгу В. Г. Маранцмана "Литература: Учебное пособие для 9 класса средней школы".

Кроме того, планируется выпуск учебной книги-приложения к данной программе, которая компенсирует расхождения между программой и существующими пособиями.