Рекомендуем

Реклама

Пройти mini cooper countryman тест драйв в Москве у официального дилера БорисХоф.

• Срочная замена двухкамерных стеклопакетов в день обращения.

• По привлекательной цене инвестиционная компания на любых условиях.

• Диплом об образовании купить на сайте http://www.msk-dip.com.

• Низкотемпературная холодильная сплит-система Север BGS 330 S.

Поиск по сайту



Счетчики





Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО
для средних общеобразовательных школ

Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:


5 – 7 кл.
8 – 9 кл.
10 – 11 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программы 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: например, в 5 классе хронологический принцип объединяется с жанровым и проблемно-тематическим.

8 – 9 кл. составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой - самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу - от древности до наших дней.

Хронологическое построение курсов 8-9 классов:


биографические сведения о писателях;


обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;


выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;


усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;


создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.

При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.

Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.

10 – 11 кл. Основу курса литературы в старших классах составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Из-за сокращения историко-литературного курса с 3 до 2 лет некоторые произведения включены в средние классы.

Литература в программе изучается в контексте эпохи. Такое изучение предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, обращение к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям, с произведениями других видов искусств.

В программе наряду с произведениями "для чтения и изучения", "для чтения и бесед"; после каждого раздела названы книги для самостоятельного чтения. Например, в разделе "Литература XX в." "Для чтения и изучения" предлагается "Зеленая лампа" А. Грина, для самостоятельного чтения другие произведения А. Грина: "Голос и глаз", "Победитель", "Алые паруса"; "Для чтения и бесед" - "Могила цветка" Мусы Джалиля.

К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.