Реклама

• Благодаря системам защиты промышленный поршневой компрессор высокого давления может работать даже в неблагоприятных условиях.

Поиск по сайту



Счетчики





Программа по литературе под редакцией М. Б. ЛАДЫГИНА
для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля

Авторы: А. Б. Есин, О. Н. Зайцева, М. Б. Ладыгин.

Эта программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением литературы, а также для гимназий и лицеев гуманитарного профиля.

Авторы программы выделяют следующие основные цели и задачи литературного образования в школе:


    Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений "массовой культуры".


    На основе понимания "языка" литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.


    Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.


    Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.


    Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.


    Объяснить феномен "классики", позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.


    Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.


    Воспитать устойчивый художественный вкус у учеников.


    Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.


    Развить потенциальные творческие способности школьников.

В этой программе выделяются два концентра: 5-9 кл. и 10-11 кл.

5 – 9 класс - это этап общего литературного образования. На этом этапе предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель - на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от фольклора, ввести основные понятия, позволяющие проникнуть в художественный мир произведения, вооружить их элементарным инструментарием для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью, сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.

В этом концентре литературный материал располагается по жанровому принципу. Например, при изучении в 5 классе такого жанра, как "новелла" в круг текстов для обязательного чтения входят:


Э. По "Лягушонок";


Л. Н. Толстой "Кавказский пленник";


Б. С. Житков "Механик Салерно";


В. П. Астафьев "Васюткино озеро".

Такой принцип должен заложить у учеников представление о системе жанров.

Следует обратить внимание на то, что зарубежная литература здесь изучается совместно с отечественной.

10 – 11 кл. - углубленное изучение русской национальной литературы XIX-XX веков. Главная цель этого этапа - изучение литературного процесса России XIX-XX веков (включая советскую литературу), освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.

В 10 – 11 классе произведения располагаются по хронологическому принципу (как и в вузе) - от Карамзина до литературы конца XX века.

Весь корпус литературного материала в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний:

Класс Проблема
5 Фольклор и литература
6 Художественный мир литературного произведения
7 Человек в литературе
8 – 9 Литературный процесс
10 –11 Национальное своеобразие и история русской литературы 19 – 20-го веков

Программу под редакцией М. Б. Ладыгина отличает огромный объем текстов для обязательного чтения. Часть произведений (причем, весьма значительная) изучается учениками самостоятельно. Самостоятельное чтение проверяется с помощью читательских конференций, которые проводятся по определенным темам.

Особенностью программы является и то, что в средних классах очень велика доля произведений зарубежных авторов.

В программе есть ряд дополнительных разделов:


Раздел "Уроки волшебства" связан с теоретическим освоением законов литературы как вида искусства и закреплением в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.


Раздел "Сокровища книжных полок" призван помочь учителю в системе внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.


Раздел "В мастерской художника слова" раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя. Например, при изучении жанра "басня" в 5 классе этот раздел включает: "Секреты создания басни. Басни, написанные школьниками". Данная рубрика необходима для развития литературно-творческих способностей учеников. Раздел "В мастерской художника слова" есть почти в каждой теме - это свидетельствует о повышенном внимании авторов программы к таким способностям.

Помимо этого авторы предлагают факультативный курс "Зарубежная литература XIX-XX веков" для 10-11 класса, в которых изучение творчества зарубежных авторов не предполагается. Этот курс возможно ввести в школах, где на литературу отведено достаточное количество часов.

Программа реализуется с помощью учебников-хрестоматий, включающих произведения, соединенные по жанровому принципу. Каждая тема обычно включает:


теоретическую статью по изучаемому жанру (если речь идет о средних классах);


произведения, необходимые для изучения;


раздел "В мастерской художественного слова", где рассказывается о некоторых "секретах" в написании того или иного жанра;


творческие задания.