Поиск по сайту
Счетчики
4 способа оживить уроки литературы
04.06.2025
Школьная программа по литературе постоянно претерпевает изменения. Одни произведения добавляют, другие исключают, а третьи вообще запрещают. При этом интерес у школьников к этому уроку минимальный. Многие из учащихся вообще не читают книг и используют краткий пересказ для того, чтобы отвечать на вопросы учителя. Существует несколько приемов, которые помогают сделать литературу интересной для современных школьников.
Дайджесты и аннотации
Скорее всего, мало кто из подростков будет читать книгу на несколько сотен страниц. У большинства нет времени на это, так как есть десятки других предметов, курсы, кружки и многое другое. Поэтому нужно использовать дайджесты и клипы, которые будут кратко излагать суть в интересной форме. Можно использовать такой прием, как “заигрывание с аудиторией”. Нужно подогреть интерес, чтобы ребенок захотел прочитать то или иное произведение.
Перенос действия в современность
Может показаться, что классику сложно осовременить. На самом деле это не так. Многие произведения имеют схожие ситуации с которыми мы сталкиваемся каждый день. Архетипические сюжеты легко подвести под этот способ привлечения внимания аудитории.
Например, многим нравятся азартные игры, фильмы про казино, так почему бы не связать их с произведением Яна Флеминга “Казино Рояль”. Помимо того, что сейчас везде рекламируют и обозревают азартные игры в популярных онлайн-казино, также есть возможность продемонстрировать кадры из фильма о Джеймсе Бонде. Это не только шанс заставить школьников читать, но и привлечь их внимание к проблемам азартных игр и последствиям, к которым может привести чрезмерное увлечение гемблингом.
Использование различных точек зрения
Ситуации одного произведения можно представить с различных сторон. В том же “Преступлении и наказании” происходящее можно описать по-разному. Порфирий Петрович, Сонечка, Дуня Раскольникова-Разумихина и сам Раскольников смотрели на ситуацию разными глазами. Ученикам можно дать задание, чтобы они перевоплотились в этих героев и рассказали, что они чувствуют. Можно даже попросить придумать альтернативный финал, но для этого им нужно будет прочитать произведение целиком.
Инсценировка
В гуманитарных классах такой прием нужно использовать как можно чаще. Учитель литературы может оживить урок и даже принять участие в постановке сцен из произведения. Ученики могут заинтересоваться той или иной книгой, если им понравится участие в самом процессе. Они захотят узнать больше о том времени, его нравах и последствиях за определенные действия.
Для учителя литературы самое важное – это привлечь внимание. Любовь к чтению трудно выработать, но литературные знания можно передать и другими способами.