Реклама

информация от партнеров здесь

• На сайте 5CMS вы можете заказать маркетплейс под ключ по выгодной цене

После того, как заявка подана, Центр оценки квалификации (ЦОК) приступает.. . К процедуре НОК прибегают специалисты, как правило, уже обладающие определённым опытом работы по профессии с целью подтверждения собственного квалификационного уровня. При оценке квалификации участникам предлагают пройти тестирование, выполнить практические задания или комплексные испытания. Формат процедуры зависит от требований, которые предъявляются к определённому профильному направлению.

Поиск по сайту



Счетчики





Тюпа В. И. Второй образовательный цикл.
Искусство чтения (7 – 8 классы)

Основным дидактическим содержанием второго этапа эстетически ориентированного литературного образования является формирование у старших подростков развитого эстетического вкуса, открытие перед ними “лабиринта сцеплений” (Л.Н. Толстой), составляющего художественность текста. Ключевой момент культуры художественного восприятия на “постклассицистической” стадии — эстетическое распознавание красоты текста как предельной смыслосообразной упорядоченности целого, как конструктивной и эмоциональной целесообразности каждой его частности.

Смена читательских установок данного образовательного цикла состоит в переходе от прежней (креативной) установки на разгадку тайн писательского ремесла к новой (рецептивной) установке на постижение тайн художественной целостности, не вполне открывающихся, как правило, и самому ее автору. От подражательного сочинительства текстов художественного типа (определенного литературного жанра) школьники старшего подросткового возраста должны перейти к возможно более глубокому эмоциональному проникновению в подлинно художественный текст. Дидактическая установка первого цикла не отвергается явным образом, но актуализация ее прекращается.

Уроки читательского мастерства предполагают: а) преобразование накопленных навыков текстопорождения в чуткую восприимчивость к “чуду” художественной целостности, обострение эстетической наблюдательности школьников, их внимания к гармоническим соответствиям между частностями текста и его художественным целым; б) углубление и “просветление” эмоциональной рефлексии эстетически переживаемых впечатлений. При обсуждении литературных произведений на данном этапе внимание концентрируется не на многообразии читательских восприятий текста — это задача следующего образовательного цикла, — а на их эмоциональной общности. Возникающие читательские разногласия учитель стремится снять непосредственными обращениями к данности текста как “совокупности факторов художественного впечатления” (М.М. Бахтин), культивируя проницательную вдумчивость “медленного” чтения.

Во втором полуцикле, где выявляются различные типы художественной эмоциональности (эстетические категории), практикуется параллельное рассмотрение нескольких литературных произведений, различных по тематике, жанру, эпохе, поэтике, но единых по своему эмоциональному строю и художественной концепции личности (героической, трагической и т.д.).

Основной тип контрольно-творческих заданий второго цикла – микросочинения, написанные в свободной форме “заметок на полях” и составляющие в своей совокупности читательский дневник учащегося. По своему содержанию такие “эстетические маргиналии” представляют собой самостоятельные наблюдения над художественными особенностями произведения и вытекающие из них размышления о настроении, носителем которого является данный текст. При этом наблюдения не должны ограничиваться рамками учебной темы, в которых рассматривается произведение. Основное условие – наличие в заметке хотя бы незначительного открытия, проницательного замечания, касающегося удивительной упорядоченности текста. В качестве образцов для таких сочинений целесообразно использовать миниатюры М. М. Пришвина, а также отрывки из его дневников, приучая школьников наблюдать за художественным миром произведения подобно тому, как Пришвин наблюдает за окружающей его жизнью природы.

VII - VIII классы
(136 часов)

Введение. Понятие о красоте.

М.М. Пришвин. “Порядок в душе”, “Ангел гармонии”.

Тема 1: Литературное произведение.

Переживание переживания. Часть и целое. Автор и герой.

А.С. Пушкин. “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” и “Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла…” (черновик).

И.А. Бунин. “Телячья головка”.

Е.И. Замятин. “Дракон”.

Тема 2: Мастерство читателя.

Творческое внимание: видеть, слышать, сопереживать. Читательский дневник.

М.М. Пришвин. “Ромашка”, “Песня воды”, “Птичик”, “Лесной ручей”.

С.А. Есенин. “Там, где капустные грядки…”, “Не жалею, не зову, не плачу…”.

О.Э. Мандельштам. “Звук осторожный и глухой…”, “Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”

Тема 3: Заглавие.

Имя текста. Текст и смысл. Единство художественного смысла. Творческий поиск заглавий.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

М.М. Пришвин. “Глаза земли”.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения (по выбору).

А.А. Фет. Стихотворения (по выбору).

Тема 4: Деталь.

Пейзаж, интерьер, вещь. Цветовая и звуковая гаммы произведения.

Г.Р. Державин. “Евгению. Жизнь званская”.

А.С. Пушкин. “Евгений Онегин” (отрывки).

Н.В. Гоголь. “Мертвые души” (отрывки).

И.А. Бунин. Рассказы (по выбору). Стихотворения (по выбору).

Тема 5: Персонаж.

Портрет, жест, психологическая подробность.

М.В. Ломоносов. “Разговор с Анакреоном” (ода XXVIII).

Л.Н. Толстой. “После бала”.

И.С. Тургенев. “Первая любовь”.

А.П. Чехов. Рассказы (по выбору).

Тема6:Голос.

Речевой строй литературного произведения. Речевые характеристики. Голоса повествователя, персонажей, лирического героя. Ритмико-интонационный строй текста.

Д.И. Фонвизин. “Недоросль”.

Н.А. Некрасов. “Балет”.

Ф.М. Достоевский. “Бедные люди” (отрывки).

А.П. Платонов. Рассказы (по выбору).

Тема 7: Художественное время.

Н.В. Гоголь. “Шинель”.

Тема 8: Художественное пространство.

А.П. Чехов. “Студент”.

Тема 9: Лабиринт сцеплений.

Лев Толстой о литературном произведении как художественной целостности.

А.С. Пушкин. “Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.”.

Тема 10: Художественное содержание.

Эмоциональная природа художественного содержания. Самоопределение личности в мире и жизни как основа тематики и идейной направленности литературного произведения.

М.Ю. Лермонтов. “Мцыри”.

В.Г. Короленко. “В дурном обществе”.

Тема 11: Героика.

“Слово о полку Игореве”.

Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”.

А.С. Пушкин. “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд…”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.

А.А. Блок. “На поле Куликовом”.

А.А. Ахматова. “Мне голос был…”, “Мужество”, “Муза”.

А.Т. Твардовский. “Я убит подо Ржевом”.

В. Богомолов. “Иван”.

Тема 12: Сатира.

“О походе князя Игоря”. Из Суздальской летописи.

Ж.-Б. Мольер. “Мещанин во дворянстве”.

Н.В. Гоголь. “Ревизор”.

Н.А. Некрасов. Стихотворения (по выбору).

В.В. Маяковский. “Прозаседавшиеся”

М.А. Булгаков. “Собачье сердце”.

Тема 13: Трагизм.

“Повесть о разорении Рязани Батыем”.

У. Шекспир. “Ромео и Джульетта”.

А.С. Пушкин. “Пророк”.

Ф.И. Тютчев. “Фонтан”, “О вещая душа моя!..”, “Святая ночь на небосклон взошла…”, “О чем ты воешь, ветр ночной”.

Н.В. Гоголь. “Вий”.

А.А.Блок. “Соловьиный сад”.

Тема 14: Комизм.

М. Сервантес. “Дон Кихот” (главы).

“Повесть о Фроле Скобееве”.

М.В. Ломоносов. “О движении земли”.

А.П. Чехов. Рассказы (по выбору). Водевиль “Медведь”.

А.Т. Твардовский. “Василий Теркин” (отрывки).

И. Ильф, Е. Петров. “Двенадцать стульев”.

Тема 15: Идиллика.

А.С. Пушкин. “К*** (Я помню чудное мгновенье…)”, “Зимнее утро”, “Мадонна”.

М.Ю. Лермонтов. “Родина”, “Когда волнуется желтеющая нива…”.

А.В. Кольцов. Стихотворения (по выбору).

А.А. Фет. Стихотворения (по выбору).

А.А. Блок. “Летний вечер”, “Россия”.

М.М. Пришвин. “Фацелия”.

Тема 16: Элегизм.

В.А. Жуковский. “Сельское кладбище”.

А.С. Пушкин. “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, “Вновь я посетил”.

И.С. Тургенев. “Ася”.

С.А. Есенин. Стихотворения (по выбору).

И.А. Бунин. “Ночь”, “Одиночество”.

Тема 17: Драматизм.

А.С. Пушкин. “Что в имени тебе моем?..”, “Не дай мне Бог сойти с ума…”.

А.С. Грибоедов. “Горе от ума”.

Ф.М. Достоевский. “Белые ночи”.

А.П. Чехов. “Володя”.

М.И. Цветаева. Стихотворения (по выбору).

Далее.