Реклама
• информация от партнеров здесь
• На сайте 5CMS вы можете заказать маркетплейс под ключ по выгодной цене
• После того, как заявка подана, Центр оценки квалификации (ЦОК) приступает.. . К процедуре НОК прибегают специалисты, как правило, уже обладающие определённым опытом работы по профессии с целью подтверждения собственного квалификационного уровня. При оценке квалификации участникам предлагают пройти тестирование, выполнить практические задания или комплексные испытания. Формат процедуры зависит от требований, которые предъявляются к определённому профильному направлению.
Поиск по сайту
Счетчики
Тюпа В. И. Второй образовательный цикл.
Искусство чтения (7 – 8 классы)
Основным дидактическим содержанием второго этапа эстетически ориентированного литературного образования является формирование у старших подростков развитого эстетического вкуса, открытие перед ними “лабиринта сцеплений” (Л.Н. Толстой), составляющего художественность текста. Ключевой момент культуры художественного восприятия на “постклассицистической” стадии — эстетическое распознавание красоты текста как предельной смыслосообразной упорядоченности целого, как конструктивной и эмоциональной целесообразности каждой его частности.
Смена читательских установок данного образовательного цикла состоит в переходе от прежней (креативной) установки на разгадку тайн писательского ремесла к новой (рецептивной) установке на постижение тайн художественной целостности, не вполне открывающихся, как правило, и самому ее автору. От подражательного сочинительства текстов художественного типа (определенного литературного жанра) школьники старшего подросткового возраста должны перейти к возможно более глубокому эмоциональному проникновению в подлинно художественный текст. Дидактическая установка первого цикла не отвергается явным образом, но актуализация ее прекращается.
Уроки читательского мастерства предполагают: а) преобразование накопленных навыков текстопорождения в чуткую восприимчивость к “чуду” художественной целостности, обострение эстетической наблюдательности школьников, их внимания к гармоническим соответствиям между частностями текста и его художественным целым; б) углубление и “просветление” эмоциональной рефлексии эстетически переживаемых впечатлений. При обсуждении литературных произведений на данном этапе внимание концентрируется не на многообразии читательских восприятий текста — это задача следующего образовательного цикла, — а на их эмоциональной общности. Возникающие читательские разногласия учитель стремится снять непосредственными обращениями к данности текста как “совокупности факторов художественного впечатления” (М.М. Бахтин), культивируя проницательную вдумчивость “медленного” чтения.
Во втором полуцикле, где выявляются различные типы художественной эмоциональности (эстетические категории), практикуется параллельное рассмотрение нескольких литературных произведений, различных по тематике, жанру, эпохе, поэтике, но единых по своему эмоциональному строю и художественной концепции личности (героической, трагической и т.д.).
Основной тип контрольно-творческих заданий второго
цикла – микросочинения, написанные в свободной форме “заметок на
полях” и составляющие в своей совокупности читательский дневник
учащегося. По своему содержанию такие “эстетические маргиналии”
представляют собой самостоятельные наблюдения над художественными
особенностями произведения и вытекающие из них размышления о
настроении, носителем которого является данный текст. При этом
наблюдения не должны ограничиваться рамками учебной темы, в которых
рассматривается произведение. Основное условие – наличие в заметке
хотя бы незначительного открытия, проницательного замечания,
касающегося удивительной упорядоченности текста. В качестве образцов
для таких сочинений целесообразно использовать миниатюры М. М.
Пришвина, а также отрывки из его дневников, приучая школьников
наблюдать за художественным миром произведения подобно тому, как
Пришвин наблюдает за окружающей его жизнью природы.
VII - VIII классы
(136 часов)
Введение. Понятие о красоте.
М.М. Пришвин.
Тема 1: Литературное произведение.
Переживание переживания. Часть и целое. Автор и
герой.
А.С. Пушкин. И.А. Бунин. Е.И. Замятин.
Тема 2: Мастерство читателя.
Творческое внимание: видеть, слышать, сопереживать.
Читательский дневник.
М.М. Пришвин. С.А. Есенин. О.Э. Мандельштам.
Тема 3: Заглавие.
Имя текста. Текст и смысл. Единство художественного
смысла. Творческий поиск заглавий.
И.С. Тургенев. М.М. Пришвин. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет.
Тема 4: Деталь.
Пейзаж, интерьер, вещь. Цветовая и звуковая гаммы
произведения.
Г.Р. Державин. А.С. Пушкин. Н.В. Гоголь. И.А. Бунин.
Тема 5: Персонаж.
Портрет, жест, психологическая подробность.
М.В. Ломоносов. Л.Н. Толстой. И.С. Тургенев. А.П. Чехов.
Тема6:Голос.
Речевой строй литературного произведения. Речевые
характеристики. Голоса повествователя, персонажей, лирического
героя. Ритмико-интонационный строй текста.
Д.И. Фонвизин. Н.А. Некрасов. Ф.М. Достоевский. А.П. Платонов.
Тема 7: Художественное время.
Н.В. Гоголь.
Тема 8: Художественное пространство.
А.П. Чехов.
Тема 9: Лабиринт сцеплений.
Лев Толстой о литературном произведении как
художественной целостности.
А.С. Пушкин.
Тема 10: Художественное содержание.
Эмоциональная природа художественного содержания.
Самоопределение личности в мире и жизни как основа тематики и
идейной направленности литературного произведения.
М.Ю. Лермонтов. В.Г. Короленко.
Тема 11: Героика.
“Слово о полку Игореве”.
Н.В. Гоголь. А.С. Пушкин. А.А. Блок. А.А. Ахматова А.Т. Твардовский. В. Богомолов.
Тема 12: Сатира.
“О походе князя Игоря”. Из Суздальской
летописи.
Ж.-Б. Мольер. Н.В. Гоголь. Н.А. Некрасов. В.В. Маяковский. М.А. Булгаков.
Тема 13: Трагизм.
“Повесть о разорении Рязани Батыем”.
У. Шекспир. А.С. Пушкин. Ф.И. Тютчев. Н.В. Гоголь. А.А.Блок.
Тема 14: Комизм.
М. Сервантес.
“Повесть о Фроле Скобееве”.
М.В. Ломоносов. А.П. Чехов. А.Т. Твардовский. И. Ильф, Е. Петров.
Тема 15: Идиллика.
А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. А.В. Кольцов. А.А. Фет. А.А. Блок. М.М. Пришвин.
Тема 16: Элегизм.
В.А. Жуковский. А.С. Пушкин. И.С. Тургенев. С.А. Есенин. И.А. Бунин.
Тема 17: Драматизм.
А.С. Пушкин. А.С. Грибоедов. Ф.М. Достоевский. А.П. Чехов. М.И. Цветаева.