Реклама
• https://vulkantm.com технология легкой замены продувочной пробки.
• Отказ от договора кредитного страхования . Когда поступит возврат стоимости страхования? Срок возврата денежных средств — 7-10 рабочих дней (в зависимости от условий вашего договора страхования) с даты поступления оригинала заявления на отказ в страховую компанию. Дата оформления договора страхования.
Поиск по сайту
Счетчики
Вопросы к экзамену
Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Монологические и диалогические основания преподавания литературы в школе и вузе.
Основные этапы развития методической мысли в России. Первые свидетельства о методике преподавания литературы. Словесные науки в школах Древней Руси. М.В.Ломоносов - зачинатель отечественной методики преподавания словесности. История общего и литературного образования в ХУ111 веке. Деятельность Н.И.Новикова.
Развитие образования и методической науки в первой половине Х1Х века (А.Ф.Мерзляков, Ф.И.Буслаев, А.Д.Галахов).
Состояние общего образования и методические искания в 60-80 годы Х1Х века (В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, В.П.Скопин, В.П.Острогорский, В.П.Шереметевский, А.И.Незеленов, Л.И.Поливанов).
Развитие образования и методической мысли на рубеже Х1Х-ХХ веков (Ц.П.Балталон, А.Д.Алферов, Б.М.Эйхенбаум, В.В.Данилов, М.О.Гершензон).
Общее образование и методика преподавания литературы в советский период (Н.М.Соколов, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков). Современный этап развития образования и методики преподавания литературы.
Становление литературы как предмета преподавания в российской школе.
Дидактика и методика преподавания литературы.
Современные концепции содержания литературного образования школьников. Этапы литературного образования. Государственный стандарт литературного образования. Учебный план. Учебно-методические комплексы по литературе. Литература в условиях единого государственного экзамена, профильного обучения, перехода на 12 -ти летнее обучение Основные направления обновления содержания литературного образования в школе.
Взаимосвязь методики преподавания литературы с психологией. Проблема литературного развития. Восприятие литературного произведения. Взаимосвязь восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения.
Критерии литературного развития. Периоды развития читателя-школьника. Специфика изучения литературы на разных этапах ученического развития.
Формирование читательских и литературно-творческих способностей школьников в процессе преподавания литературы.
Использование педагогической диагностики при обучении литературе в школе.
Формы, методы, приемы и средства обучения литературе в школе и вузе. Основания для классификации методов.
Репродуктивный метод преподавания литературы и метод творческого чтения и их использование в процессе обучения литературе в школе и вузе.
Эвристический и исследовательский методы преподавания литературы и их использование в процессе обучения литературе в школе и вузе.
Способы освоения литературного произведения в школе и вузе.
Школьный и литературоведческий анализ в их взаимосвязях и специфике. Академическое литературоведение и методика преподавания литературы. Пути анализа и интерпретации литературного произведения в школе и в вузе.
Проблема организации чтения художественных произведений. Виды чтения.
Катехизирование и условия его реализации в школьном курсе литературы.
Этапы работы над художественным произведением.
Восприятие и изучение эпического произведения в школе и в вузе.
Восприятие и изучение лирического произведения в школе и в вузе.
Восприятие и изучение драматического произведения в школе и в вузе.
Изучение теории литературы в школе и в вузе. Формирование представлений об авторе как методическая проблема. Отличие гимназического курса теории словесности от курса "Русская словесность" А.И.Горшкова.
"Поэтика" и "риторика" как основные курсы "старой" школы. Отличие гимназического курса риторики от курса "Основы риторики" А.К.Михальской.
Изучение истории литературы в школе и вузе.
Изучение биографии писателя в школе и вузе.
Изучение монографических и обзорных тем в школьном и вузовском курсах литературы.
Изучение литературной критики в школьном и вузовском курсах литературы.
Организация самостоятельной работы школьников и студентов в процессе преподавания литературы.
Развитие речи школьников и студентов в процессе изучения литературы. Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему. Требования, предъявляемые к выпускному и вузовскому сочинению по литературе.
Способы актуализации знаний школьников и студентов в процессе обучения литературе. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей в процессе преподавания литературы в школе и вузе, использование других видов искусства.
Отслеживание результатов и эффективности обучения литературе в школе и вузе. Организация работы учителя литературы в школе, преподавателя в вузе.
Урок литературы, его структура, типология и специфика. Литературоведческая, психолого-педагогическая, дидактическая, коммуникативная, методическая составляющие урока литературы. Формы проведения урока литературы в школе, семинарского занятия в вузе. Педагогическая техника. Урок-диалог. Анализ и самоанализ урока, занятия.
Риторика взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения литературе в условиях авторитарной и личностно-ориентированной дидактики. Педагогическая риторика в вузе.
Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Программы факультативных курсов по литературе
Современные образовательные технологии обучения литературе в школе и вузе. Модульные и коммуникативные технологии.
Факторы, определяющие условия формирования методической концепции курса литературы в школе и вузе, выбора педагогической техники, обуславливающие уровень профессионально-педагогической компетентности учителя, преподавателя.
Сформулируйте вопросы для обнаружения первоначального восприятия литературного произведения (произведение и класс - по выбору).
Разработайте анкету для определения уровня литературного развития школьника (класс - по выбору).
Разработайте анкету для определения уровня развития читательских способностей школьника (класс - по выбору).
Разработайте исследовательские задания для учащихся старших классов (произведение - по выбору).
Смоделируйте ситуацию опроса на уроке литературы (класс и произведение - по выбору).
Разработайте разноуровневые задания для учащихся старших классов (произведение - по выбору).
Сформулируйте вопросы, реализующие задачи анализа "вслед за автором" (класс и произведение - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока сюжетно-композиционного анализа литературного произведения (класс и произведение - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока анализа образа литературного персонажа (класс и произведение - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока сопоставительного анализа художественных произведений (класс и произведение - по выбору).
Разработайте вариант последовательности анализа отдельного стихотворения (класс и произведение - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока комментированного чтения литературного произведения (класс и произведение - по выбору).
Разработайте вопросы для проблемного катехизирования на материале литературного произведения (класс и произведение - по выбору).
Покажите на конкретных примерах ход логико-стилистического изучения литературного произведения, практиковавшегося в отечественной школе конца Х1Х - начала ХХ века.
Составьте план урока подготовки к сочинению (класс и произведение - по выбору).
Составьте план изучения темы в старших классах (класс и тема - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока - работа с учебником по литературе в 9 классе (учебник - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока анализа драматургического произведения в средних классах (класс и произведение - по выбору).
Составьте план урока по изучению литературно-критической статьи в старших классах (класс и статья - по выбору).
Составьте план изучения темы в средних классах (класс и тема - по выбору).
Составьте план урока - изучение обзорной темы в старших классах (класс и тема - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока - работа с учебником-хрестоматией в 5 классе (учебник - по выбору).
Составьте план и основные тезисы лекции о жизненном и творческом пути одного из русских писателей Х1Х века (класс - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока - знакомство с биографией писателя в средних классах (класс и биография писателя - по выбору).
Смоделируйте ход анализа эпизода "Первая встреча Гринева с Пугачевым" (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка").
Составьте план урока - вступительного занятия к одной из тем, изучаемых в средних классах (класс и тема - по выбору).
Предложите варианты домашнего задания к одной из тем, изучаемых в средних классах (класс и тема - по выбору).
Составьте вопросы и задания к рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".
Составьте план урока - заключительного занятия к одной из тем, изучаемых в старших классах (класс и тема - по выбору).
Предложите варианты домашнего задания к теме "Изучение рассказа А.П.Чехова "Ионыч".
Составьте вопросы и задания к главе "Бэла" романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Смоделируйте фрагмент урока анализа драматургического произведения в старших классах (класс и произведение - по выбору).
Составьте задания для самостоятельной работы учащихся на материале 1У действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Составьте задания для самостоятельной исследовательской работы девятиклассников на материале одной из глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
Предложите приемы, активизирующие воображение при изучении одного из художественных произведений в средних классах (класс и произведение - по выбору).
Выберите и обоснуйте путь анализа комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Выберите и обоснуйте путь анализа романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
Выберите и обоснуйте путь анализа романа М.М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Составьте план урока, посвященного изучению одной из теоретико-литературных проблем в старших классах (класс и теоретико-литературный материал - по выбору).
Составьте план фрагмента урок, связанного с изучением теоретической статьи в средних классах (класс и теоретическая статья - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока анализа эпического произведения в средних классах (класс и произведение - по выбору).
Составьте план анализа урока литературы.
Смоделируйте проблемную ситуацию, возникшую при изучении драматургического произведения в средних классах (класс и произведение - по выбору).
Смоделируйте проблемную ситуацию, возникшую при изучении эпического произведения в старших классах (класс и произведение - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока анализа поэтического текста в старших классах (класс и текст - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока анализа поэтического текста в средних классах (класс и текст - по выбору).
Смоделируйте фрагмент урока анализа эпического произведения в старших классах (класс и произведение - по выбору).
Содержание и структура школьных программ по литературе для 5-9 классов. Отличие курса "Литература" в современной школе от гимназического курса словесности.
Содержание и структура школьных программ по литературе для 10-11 классов.
Как решается вопрос об изучении новейшей литературы в работах дореволюционных и советских методистов. Как решается вопрос об изучении зарубежной литературы в дореволюционной и современной методике.
Учебники по литературе для средних классов и их роль в обучении учащихся. Анализ учебников. Отличие современных учебников от дореволюционных хрестоматий.
Учебники по литературе для старших классов. Работа с учебником. Анализ учебников. Отличие современных учебников от дореволюционных.
Планирование работы учителя-словесника. Виды планирования.
Работа учителя над конспектом урока литературы.
Анализ 2-3 методических работ последних лет.
Проблемы преподавания литературы на страницах журнала "Литература в школе" за последние три года.
Покажите на конкретном примере возможности использования произведений смежных искусств на уроке литературы.
Проанализируйте методическую концепцию педагога-словесника:
А.Ф.Мерзлякова;
Ф.И.Буслаева;
А.Д.Галахова;
В.И.Водовозова;
В.Я.Стоюнина;
В.П.Острогорского;
Л.И.Поливанова;
А.И.Незеленова;
В.В.Данилова;
Н.М.Соколова;
М.А.Рыбниковой;
В.В.Голубкова.
Составьте психологический портрет читателя-школьника (возраст - по выбору).
Сформулируйте темы для выпускного сочинения в 11 классе. Разработайте одну из тем.
Сформулируйте ряд вопросов для устного экзамена по литературе в 11 классе.
Составьте план урока-диспута в старших классах (класс и произведение - по выбору).
Составьте план урока-семинара в старших классах (класс и произведение - по выбору).
Составьте план урока-зачета в старших классах (класс и произведение - по выбору).
Предложите варианты письменных упражнений по курсу "Русская словесность". Какие виды упражнений, рекомендованных дореволюционными методистами, не используются в современной школе?
Составьте план урока внеклассного чтения в средних классах с использованием игровых моментов (класс и произведение - по выбору).
Составьте план внеклассного мероприятия по литературе для средних классов (класс и литературный материал - по выбору).
Составьте вопросы и задания для урока внеклассного чтения по одному из произведений современной русской литературы в старших классах (класс и произведение - по выбору).
Предложите варианты заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся средних классов (класс и литературный материал - по выбору). Какие традиции отечественной школы в руководстве литературным творчеством учащихся могут быть использованы в работе учителя-словесника?
Подготовьте два варианта изучения одной и той же темы школьного курса литературы для учебных заведений разного типа (класс, тема и учебные заведения - по выбору).
Подготовьте три варианта изучения одной и той же темы школьного курса литературы: для коррекционных классов, классов выравнивания, классов с углубленным изучением литературы (средние классы - по выбору).
Подготовьте два варианта изучения одной и той же темы школьного курса литературы: для физико-математических классов, для гуманитарных классов (старшие классы - по выбору).
Составьте модель программы факультативного курса по зарубежной литературе для учащихся старших классов (класс - по выбору).
Составьте план занятий кружка по литературе для средних классов (класс и литературный материал - по выбору).
Предложите тематику докладов для ученической научной конференции.
Предложите задания для коллективной, групповой, индивидуальной работы учащихся (старшие классы - по выбору).
Разработайте рефлексивные задания для учащихся старших классов, которые позволили бы выявить результаты их деятельности по следующим направлениям: освоение содержания темы, степень творческой самореализации по отношению к изученной теме, коммуникации с одноклассниками и учителем (класс и тема - по выбору).
Разработайте два разных плана урока литературы на одну тему для разных систем обучения (цель урока, задание ученикам, формы и методы обучения, ожидаемые трудности, ожидаемые результаты, способы проверки и оценки результатов, домашнее задание) (система (Ломоносова, свободная школа Л.Н.Толстого, развивающее обучение, школа Френе, система Монтессори, Вальдорфская школа и др.) класс и литературный материал - по выбору).
Проанализируйте содержание двух выбранных вами учебников по литературе с точки зрения их личностной ориентации, деятельностного компонента и творческой направленности (класс и учебники - по выбору).
Предложите задания для школьной олимпиады по литературе (класс и литературный материал - по выбору).
Составьте задание к практическому занятию по литературе в вузе (литературный курс, год обучения - по выбору).
Составьте план вузовской лекции (литературный курс, год обучения - по выбору).
Предложите задания для самостоятельной работы студентов (литературный курс и год обучения - по выбору).
Предложите тематику для докладов студенческой научной конференции.
В билете на экзамене три вопроса: 1 - из списка теоретических вопросов к экзамену, 2 - рассказать об одном из видов чтения, анализа, интерпретации художественного текста, 3 - практическое задание.
К зачету студенты готовят вопросы, рассматриваемые в 6 семестре.