Реклама
• Оклейка автомобиля пленкой оклейка авто защитной пленкой в тбилиси.
• Хотя цена фурнитуры для пластиковых окон в этом случае несколько выше, зато дом будет.. . высокая прочность всех элементов. Это надежная, красивая и относительно недорогая фурнитура для окон ПВХ, купить которую можно в каталоге компании «Домостройокна» по доступной цене. Для заказа позвоните нашему менеджеру по указанному на сайте телефону.
Поиск по сайту
Счетчики
Содержание курса
Методика преподавания литературы как научная дисциплина.
Теоретические основы курса методики преподавания литературы. Предмет, объект и методы исследования методики преподавания литературы как научной дисциплины. Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой. Основные направления развития методики преподавания литературы как науки на современном этапе. Методика преподавания литературы в школе и вузе. Монологические и диалогические основания преподавания литературы в школе и вузе. Диалог как способ сохранения методической культуры. Специфика курса методики преподавания литературы. Цель и задачи курса. Требования, предъявляемые к выпускнику вуза по специальности "Филолог. Преподаватель". Программа и методическая концепция курса. Аппарат курса. О реформе школы и высшего образования. О педагогической практике.
Литература как учебный предмет в современной средней школе.
Многообразие социальных и эстетических функций литературы. Своеобразие литературы как учебного предмета. Задачи изучения литературы. Взаимодействие изучения литературы с опытом освоения других видов искусства.
Дидактика и методика преподавания литературы.
Педагогическая парадигма. Задачи дидактики как науки. Два основных подхода к обучению. Основные понятия дидактики. Образование и обучение. Тип образования. Образ человека. Законы обучения. Закономерности обучения. Закономерности целей обучения. Закономерности содержания обучения. Закономерности технологий, форм и методов обучения. Закономерности использования средств обучения. Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения. Принципы обучения. Принципы образовательного процесса. Дидактические системы. Содержание образования. Концепции содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Основополагающие принципы обновления содержания общего среднего и высшего образования. Направления обновления содержания образования. Организация процесса обучения литературе в школе и вузе. Формы организации обучения, формы обучения, средства, информационно-справочные средства обучения в школе и вузе. Знания, умения, навыки. Их применение. Условия происхождения знаний. Универсальные способы получения и употребления знаний. Экстенсивные и интенсивные способы обучения. Пути оптимизации процесса обучения.
Методы преподавания литературы.
Исторический очерк. Сущность и определение метода обучения. Метод Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения. Современные методы обучения. Метод преподавания литературы - его дидактическая основа и предметная специфика. Из истории методики. Классификация методов, предложенная Н.И.Кудряшевым. Роль метода творческого чтения. Классификация методов, предложенная В.Г.Маранцманом. Нормативно-исполнительский инструментарий метода Метод и виды деятельности учителя и учащихся. Пути активизации преподавания литературы в школе. Пути активизации преподавания литературы в вузе.
Современные образовательные технологии.
Определение понятия. Классификация. Обучение и технология. Метод и технология. Проблемное обучение. Современные образовательные технологии в школе и вузе.
Становление методики преподавания литературы как научной дисциплины. Этапы развития методической мысли. Становление, содержание и основные задачи предмета "Литература" в средних учебных заведениях и вузе с древнейших времен до XIX века.
Творческое освоение методических традиций - одно из условий успешного преподавания литературы. Древний Восток Школа в античном мире, средние века, в эпоху Возрождения, Новое время. Первые свидетельства о методике преподавания литературы. Словесные науки в школах Древней Руси. М.В.Ломоносов - зачинатель отечественной методики преподавания словесности. Дидактические и методические идеи М.В.Ломоносова. Преподавание словесности в ХУ111 веке. Деятельность Н.И.Новикова. Развитие методической науки в первой половине XIX века (А.Ф.Мерзляков, Ф.И.Буслаев, А.Д.Галахов). Методические искания в 60-80 годы XIX века (В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, В.П.Скопин, В.П.Острогорский, В.П.Шереметевский, А.И.Незеленов, Л.И.Поливанов). "Поэтика" и "риторика" как основные курсы "старой" школы. Отличие гимназических и университетских курсов литературы предшествующих веков от современных. Методы обучения, предлагаемые методистами XVIII—XIX веков. Споры о преподавании литературы. Формулы обучения. Решение вопроса об изучении новейшей, зарубежной литературы. Виды упражнений, рекомендованные дореволюционными методистами. Логико-стилистический анализ литературного произведения, практиковавшийся в отечественной школе конца XIX начала XX века. Эволюция способов освоения литературного произведения в дореволюционной школе.
Развитие методической мысли на рубеже XIX-XX веков (Ц.П.Балталон, А.Д.Алферов, Б.М.Эйхенбаум, В.В.Данилов, М.О.Гершензон).
Методика преподавания литературы в советский период (Н.М.Соколов, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков).
Содержание и основные задачи предмета "Литература" в XX веке. Влияние литературоведческих школ на развитие методики.
Методика преподавания литературы на современном этапе.
Деятельностный подход к преподаванию литературы. Интеграция. Ученик - субъект учения. Знание о самом себе. Формирование компетенций. Личностно-ориентированные элементы образования: личность, содержание, окружающая среда. Практическая направленность преподавания. Ассоциативная технология. Сокращение репродуктивной деятельности. Длительная сосредоточенность на предмете исследования. Психолого-педагогическое пространство. Индивидуальная образовательная траектория. Модульное обучение. Роль информационной функции преподавания. Дискуссии о преподавании литературы.
Содержание и этапы литературного образования в "старой" и современной школе, в вузе.
Основные концепции содержания литературного образования. Типы школ, классов. Принципы преподавания литературы в современной школе. Принципы построения школьных программ по литературе. Художественное произведение - творчество писателя - литературный процесс - основа литературного образования школьников. Историко-литературные и теоретико-литературные сведения, элементы литературоведения и литературной критики в школьных программах Место зарубежной и современной отечественной литературы в школьных программах по литературе. Дискуссии о структуре и содержании школьных программ по литературе. Учебно-методические комплексы по литературе. Работа с учебником. Предшествующие историко-литературному курсу этапы обучения. Преемственность в преподавании литературы между дошкольными учреждениями, начальной и средней школой. Отличие современных программ и учебников от гимназических. Предметы "Русская словесность" и "Риторика" в современной школе. Авторские программы. Образование и развитие. Управление и прогнозирование. Учебный план и стандарт по литературе в школе и в вузе. Кабинет литературы.
Урок литературы - урок диалог. Диалоговые основания преподавания литературы. Структура урока. Учебная ситуация урока Целеполагание. Основные вопросы урока. Главный вопрос урока. Слово учителя. Опрос. Домашнее задание Разные стороны читательского восприятия. Сочетание рационального и эмоционального начал в преподавании литературы. Чувственные стратегии освоения литературного материала. Учебная, творческая и исследовательская деятельность учащихся на уроке. Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность. Опережающие задания. Формы сотрудничества. Системность урока. Формирование специальных умений. Результаты урока. Урок литературы - урок словесности. Интеграция уроков литературы с уроками русского языка, русской словесности. Типология уроков. Виды уроков литературы. Урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-зачет, урок-салон Взаимосвязь содержания и формы урока литературы. Варианты урока литературы на одну и ту же тему. Варианты уроков в школах разного типа Урок литературы в разных дидактических системах. Анализ урока литературы. Виды анализа урока. Алгоритм написания конспекта урока литературы. Работа над конспектом. Режиссура урока. Планирование работы учителя литературы. Лаборатория ученика. Практические и лабораторные занятия в вузе.
Психология и методика преподавания литературы. Восприятие литературного произведения как методическая проблема.
Понимание. Единство эмоционального и рационального в постижении произведений литературы. Развитие психологических качеств личности. Психологический, философско-исторический, литературоведческий, эстетико-искусствоведческий подходы к проблеме восприятия. Соотношение художественного восприятия и художественного творчества. Функциональность восприятия. Субъективность восприятия. Понятие восприятия в психологии и методике преподавания литературы. Определение понятия "восприятие" в методике преподавания литературы. Взаимосвязь восприятия и анализа. История восприятия и история литературы. Обусловленность восприятия. Формирование восприятия. Моделирование восприятия. Изменение восприятия. Создание условий для правильного восприятия. Возрастные, типологические, индивидуальные особенности восприятия. Развитие разных сторон читательского восприятия Активизация разных сторон читательского восприятия. Диагностирование восприятия. Периоды развития читателя-школьника. Сочетание "наивного реализма" с авангардным мышлением. Психологический портрет читателя-школьника.
Проблема литературного развития.
Обоснование возможности изучения периодов развития личности. Нелинейность литературного развития. Критерии литературного развития. Методика определения уровня литературного развития, уровня читательских способностей. Разноуровневое обучение. Программы индивидуального развития учащихся.
Формирование читательских и литературно-творческих способностей.
Формирование творческой личности. Проблема способностей в психологии и методике преподавания литературы. Компоненты читательских и литературно-творческих способностей. Формирование читательских умений и способностей школьников и студентов. Формирование литературно-творческих способностей школьников и студентов.
Способы освоения литературного произведения в школе. Проблема организации чтения художественного произведения. Виды чтения.
Чтение, анализ и интерпретация как основные способы освоения литературного произведения в школе. Виды чтения. Использование различных видов чтения. Проблема организации чтения студентов.
Этапы работы над художественным произведением. Пути анализа и интерпретации художественного произведения.
Вступительные занятия. Функции вступительных занятий. Работа с текстом. Пути анализа и интерпретации художественного произведения, предложенные методикой преподавания литературы, литературоведением. Отличие школьного анализа от литературоведческого. Проблемный анализ, пообразный, "вслед за автором", сюжетно-композиционный, анализ эпизода, сопоставительный и др. Соотношение имманентного и контекстуального чтения, путей анализа, видов интерпретации. Эволюция видов анализа литературного произведения. Сопоставление путей анализа. Восприятие и анализ. Анализ и развитие читателя-школьника. Развитие аналитических, интерпретационных способностей учащихся. Специальный курс анализа текста. Катехизирование и условия его реализации на уроках литературы в школе и практических занятиях в вузе. Группы вопросов на эмоциональное отношение к тексту, на понимание сюжета, поэтики текста. Язык и стиль писателя как предмет анализа. Заключительные занятия. Пути анализа и интерпретации литературного произведения в вузе.
Изучение лирического произведения.
Понятие изучения. Изучение лирического произведения в его родовой специфике. Особенности восприятия лирического произведения. Пути анализа и интерпретации поэтического текста. Педагогическая техника на уроках литературы по изучению лирического произведения. Изучение лирического произведения в вузе.
Изучение эпического произведения.
Изучение эпического произведения в его родовой специфике. Особенности восприятия эпического произведения учащимися. Пути анализа и интерпретации эпического текста. Педагогическая техника на уроках литературы по изучению эпического произведения. Изучение эпического произведения в вузе.
Изучение драматургического произведения.
Изучение драматургического произведения в его родовой специфике. Особенности восприятия драматургического произведения учащимися. Пути анализа и интерпретации драматургического текста. Педагогическая техника на уроках литературы по изучению драматургического произведения. Изучение драматического произведения в вузе.
Изучение истории и теории литературы.
Методологическое и методическое значение знания основ науки о литературе в системе школьного литературного образования и развития учащихся. Историзм в преподавании литературы. Единство историко-литературного и теоретико-литературного подхода к анализу литературных явлений. Значение и место историко-литературных знаний на уроках литературы. Специфика курса на историко-литературной основе в 10 - 11 классах. Изучение литературы авангарда. Отбор историко-литературного материала к уроку. Литературоведческая концепция урока литературы. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Система теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, в овладении критериями оценок литературных явлений. Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий. Различные подходы к проблеме изучения теории литературы в школе. Формирование представлений и понятий в ходе освоения теории литературы. Роль терминологических определений. Проблема автора как методическая. Изучение истории и теории литературы в вузе.
Изучение литературной критики.
Место литературной критики в школьном курсе литературы. Пути изучения литературно-критических материалов на уроках литературы. Проблема разграничения литературоведческой и критической статьи. Изучение литературной критики в вузе.
Изучение монографических и обзорных тем. Биография писателя.
Место и роль монографических тем в школьном курсе литературы. Структура монографической темы. Варианты структурирования монографической темы. Различный характер обзорных тем. Принципы изучения биографии писателя.
Развитие речи учителя и учащихся в процессе изучения литературы.
Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы. Проблема речевого развития. Речевые ситуации на уроке литературы. Устная и письменная речь учащихся. Формирование языковой личности. Формирование коммуникативной компетенции. Речь учителя литературы.
Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему. Требования к выпускному сочинению в школе и вступительному в вуз. Выразительное чтение. Развитие речи студентов.
Педагогическая риторика.
Риторика взаимодействия учителя и ученика в процессе изучения литературы в условиях авторитарной и личностно-ориентированной дидактики. О монологическом и диалогическом типах речевого идеала. Педагогическая риторика в вузе.
Способы актуализации знаний учащихся.
Пути актуализации знаний учащихся. Повторение, закрепление, систематизация, обобщение, сопоставление. Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках литературы. Интеграция. Пути актуализации знаний студентов.
Организация самостоятельной работы учащихся.
Определение понятия "самостоятельная работа". Значение и место самостоятельной работы школьника в процессе изучения литературы. Задания опережающие, сопутствующие, учебные, творческие, исследовательские, индивидуальные, групповые, коллективные, рефлексивные, разноуровневые, дифференцированные, систематические, познавательные, креативные, оргдеятельностные, задания в условиях проблемной ситуации, игровые, викторинные, олимпиадные, задания с раздаточным материалом, задания по работе с источниками, задания с использованием алгоритмов. задания с использованием опорных конспектов и др. Последовательность выполнения заданий. Пути формирования творческой самостоятельности учащихся. Организация самостоятельной работы студентов.
Отслеживание результатов и эффективности обучения литературе.
Основные направления и пути отслеживания результатов и эффективности обучения литературе. Устный и письменный экзамены по литературе. Формирование рефлексивных способностей. Подготовка в вуз. Отслеживание результатов и эффективности обучения литературе в вузе.
Факторы, определяющие условия формирования концепции литературного курса, выбор педагогической техники, степень овладения педагогической компетентностью. Повторение, обобщение и систематизация курса.
Знание психологии, умение ориентироваться в пространстве современной педагогической реальности, знание дидактики, умение сделать правильный выбор методов, технологий обучения, форм организации обучения, форм обучения, форм проведения занятия, средств обучения, осознание важности решения проблемы литературного развития, знание особенностей восприятия учащихся разных возрастов, типов, готовность к проектированию программ индивидуального развития, знание периодов развития читателя-школьника, осознание необходимости раскрытия и формирования способностей учащихся, знание литературоведения, осознание своеобразия литературы как учебного предмета, знание истории методики, овладение основами методики преподавания литературы как науки, знание этапов литературного образования и развития, владение мастерством проведения урока-диалога, знание диалогических основ преподавания литературы, знание специфики преподавания истории литературы, теории литературы литературной критики, специфики изучения лирических, эпических, драматических произведений, умение сделать выбор аспекта читательского восприятия, способа освоения литературного произведения, пути анализа, вида чтения, пути интерпретации, форм развития речи, вида диагностирования, способов актуализации знаний, путей осуществления межпредметных и внутрипредметных связей, путей активизации, интенсификации, оптимизации процесса обучения, видов деятельности учителя и ученика, в том числе совместной, самостоятельной работы учащихся, форм отслеживания и контроля результатов обучения, выбор установки на результат, на значимость первичности образовательного продукта учащегося, выбор приоритетов и др.
Внеклассное чтение. Внеклассная работа. Факультативные курсы (самостоятельное изучение).
Взаимосвязь уроков, факультативных занятий и внеклассной работы. Организация внеклассного чтения. Стимулирование читательских интересов школьников, формы содержательного контроля. Читательские дневники, проведение читательских конференций, литературных композиций, тематических вечеров, межпредметных праздников; их роль в развитии самостоятельной творческой инициативы учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Виды и формы внеклассной работы учащихся.