Реклама

Купить Trenbolone Enanthate 10 ml 200 mg тренболон купить высокоанаболический стероид в Украине.

• полезная информация здесь

• пенотерм теплоизоляционных материалов вилатерм пароизоляция теплоизоляции ютафол

• Рекомендуем ?????? ???? ???????? Parking Design | Смотрите http://remontlodokpvh.com.ua ремонт лодок. | Установить пластиковые окна под ключ

Поиск по сайту



Счетчики





Программа по литературе под редакцией С. Ю. БАРАНОВА
для средних общеобразовательных школ Вологодской области

Авторы: С. Ю. Баранов, Е. А. Баринова, Е. А. Латкина, Е. В. Малкова, Т. Л. Шишигина.

Программа под редакцией С. Ю. Баранова предназначена для средних общеобразовательных школ Вологодской области. Это единственная региональная программа. Ее создатели ставили перед собой три цели:


    Обеспечить завершенность девятилетнего цикла литературного образования;


    Провести корректировку содержания учебной дисциплины с учетом изменений в культурном сознании;


    Разработать темы, образующие региональный компонент.

По мнению авторов программы, в школах не до конца соблюдаются требования Государственного стандарта, и это положение необходимо исправить. Так, в этом документе выделены следующие концентры в средней школе и задачи литературного образования в рамках каждого из них:

5-7 кл. На этом этапе происходит формирование культуры контекстного восприятия, понимание логики событий и роли изобразительно-выразительных средств в литературном произведении. Основными принципами расположения литературного материала здесь становятся: проблемно-тематический, жанровый и хронологический.

8-9 кл. Изучение литературы представляет собой начальный курс на историко-литературной основе; создаются предпосылки для выработки целостного взгляда на развитие литературы от древности до наших дней, происходит знакомство со значительными писателями и произведениями. Принцип расположения произведений - историко-хронологический.

10-11 кл. Курс на историко-литературной основе. Формирование навыков исторического подхода к явлениям культуры; формирование представления о литературе как специфическом способе рассмотрения жизненно важных вопросов; формирование критериев оценки художественных явлений. Вершинные произведения изучается здесь в контексте творческого пути писателя и движения литературы в целом. Принцип организации литературного материала - историко-хронологический.

По традиции, в школе историко-литературный курс начинается с 9, а не с 10 класса (как это предусмотрено в Стандарте), поэтому ученик, покидающий школу после 9 класса, целостного представления о развитии русской литературы не получает; его знакомство с отечественной словесностью на историко-литературной основе завершается Гоголем. Программа исправляет этот недостаток.

Вообще, эта программа представляет собой попытку привести преподавание литературы в соответствие с установками стандарта, исходя из условий, возможностей, культурных и образовательных традиций в г. Вологде и Вологодской области.

Главной целью литературного образования авторы программы называют формирование "квалифицированного читателя", то есть субъекта культуры, способного воспринимать литературное произведение в соответствии с его социально-эстетической спецификой.

В региональной программе акцент смещен в сторону изучения произведений русских писателей (хотя и зарубежная литература представлена довольно широко). Авторы это объясняют тем, что, во-первых, полноценно воспринимать произведение читатель может лишь в том случае, если свободно владеет языком, на котором оно написано; во-вторых, русская классическая культура, по их мнению, литературоцентрична, и в ее мир русский человек входит прежде всего через литературу; в-третьих, русская классическая литература представляет собой свод памятников, имеющих большую культурную значимость - не только в нашей стране, но и за ее пределами. Не стоит, однако, считать, что произведения зарубежных авторов здесь не изучаются вообще. Например, в 8 классе наряду с творчеством Батюшкова, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя изучаются произведения Мольера ("Мещанин во дворянстве"), Скотта ("Айвенго"), Байрона, Гейне. Русские классики ощущали себя включенными в контекст мировой и, прежде всего, европейской культуры; русский читатель на протяжении двух последних столетий неизменно ощущал себя носителем европейской культуры. Поэтому эффективное изучение русской литературы предполагает знакомство с вершинными достижениями литературы европейской (в этом реализуется принцип "диалога культур"). Учитывая это, составители программы попытались укрепить в ней позиции зарубежной, главным образом западноевропейской культуры.

Региональный компонент программы формировался следующим образом. Прежде всего, в состав этого компонента вводились только произведения, имеющие безусловную художественную значимость. (Понятно, что литература "второго" и "третьего ряда" оказывается "за бортом" школьного изучения.) Региональная специфика проявляется в подобранных произведениях по-разному. Это принадлежность к культуре северо-западного региона РФ ("Калевала"); это деятельность описываемого лица на территории Вологодского края ("Житие Кирилла Белозерского"); это биографическая связь с вологодским краем (Батюшков). Кроме того, региональный компонент формировался за счет научно-критических и методических работ вологодских авторов, включенных в списки рекомендованной литературы.

Основу программы составили тематические блоки (например, "Поэзия Генриха Гейне", "Творчество Н. В. Гоголя" - они включены в программу для 8 кл.). Аннотации к темам разработаны подробнее, чем в федеральных программах (с тем, чтобы дать учителю более полное представление о проблемно-тематическом поле данного блока). Здесь дан список текстов для изучения, тезисы того, о чем должна идти речь на уроке, список литературоведческих работ по теме, а также опорные понятия, которые определяют характер теоретических знаний, усваиваемых в процессе работы над материалом данного блока (опорные понятия разделяются на две категории: 1) те, по уяснению которых ведется специальная работа; 2) те, сформированное представление о которых закрепляется и развивается). Например, в теме "Поэзия Генриха Гейне" к опорными понятиям, по которым должна быть проведена специальная работа, относятся: "демонизм", "легенда", "лирическая баллада", "образ-настроение", "обрамление", "поэтическая книга", "ритмическая пауза", "творческая индивидуальность"; "сопутствующие" опорные понятия - "композиционный прием", "лиризм", "лирический герой", "метафора" и т. д.

При использовании этой программы неизбежно встает вопрос об учебных пособиях. Рекомендуются учебники В. Г. Маранцмана или Г. И. Беленького, как наиболее близкие принципам региональной программы. Например, в 8 классе авторы рекомендуют использовать "Учебную хрестоматию для 8 класса средней школы" Г. И. Беленького и книгу В. Г. Маранцмана "Литература: Учебное пособие для 9 класса средней школы".

Кроме того, планируется выпуск учебной книги-приложения к данной программе, которая компенсирует расхождения между программой и существующими пособиями.