Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
для средних общеобразовательных школ
Авторы: Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов,
Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина.
Эта программа наиболее распространена в российских школах.
Цель литературного образования авторы программы видят в том, чтобы способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Достижение этой цели, по мнению составителей, может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.
Эта программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
Авторы выделяют следующие этапы литературного образования (помимо начальных классов), их задачи и особенности:
(Модель структуры курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.)
Класс |
Модель структуры курса |
Ведущие аспекты реализации модели |
Теоретическое оснащение |
5 |
Литературный процесс от древности до наших дней |
Первое знакомство с моделью курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет. |
Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения. |
6 |
Литературный процесс от древности до наших дней |
Герой художественного произведения. Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. |
Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе. |
7 |
Литературный процесс от древности до наших дней |
Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр. |
Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров. |
8 |
Литературный процесс от древности до наших дней |
История в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством. |
Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой. |
9 |
Литературный процесс от древности до наших дней |
Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах русской классики. |
Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни. |
10 |
Литературный процесс от древности до конца XIX века |
Курс истории литературы XIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа - литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. |
Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др. |
11 |
Литературный процесс в ХХ веке |
Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа литературный процесс ХХ века. Автор и художественное произведение в этом процессе. |
Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: новые направления в литературе, судьбы русской литературы в ХХ веке, пути воссоединения русской литературы. |
|
Особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.
Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны.
Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.