Реклама
• информация здесь
• alef-safe.ru сайт наших партнеров
• смотреть тут
• Кроссовки Nike Air Force 1 - купить в интернет-магазинах с доставкой, сравнить цены.. . Распродажа! Кроссовки женские Nike Air Force 1 ’07 (FN3493-100) 26.499 р 21.199 р. Все форумы вк
Поиск по сайту
Счетчики
Программа по литературе под редакцией М. Б. ЛАДЫГИНА
для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля
Эта программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением литературы, а также для гимназий и лицеев гуманитарного профиля.
Авторы программы выделяют следующие основные цели и задачи литературного образования в школе:
Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений "массовой культуры".
На основе понимания "языка" литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.
Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.
Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.
Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
Объяснить феномен "классики", позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.
Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.
Воспитать устойчивый художественный вкус у учеников.
Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.
Развить потенциальные творческие способности школьников.
В этой программе выделяются два концентра: 5-9 кл. и 10-11 кл.
5 – 9 класс - это этап общего литературного образования. На этом этапе предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель - на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от фольклора, ввести основные понятия, позволяющие проникнуть в художественный мир произведения, вооружить их элементарным инструментарием для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью, сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.
В этом концентре литературный материал располагается по жанровому принципу. Например, при изучении в 5 классе такого жанра, как "новелла" в круг текстов для обязательного чтения входят:
Э. По "Лягушонок";
Л. Н. Толстой "Кавказский пленник";
Б. С. Житков "Механик Салерно";
В. П. Астафьев "Васюткино озеро".
Такой принцип должен заложить у учеников представление о системе жанров.
Следует обратить внимание на то, что зарубежная литература здесь изучается совместно с отечественной.
10 – 11 кл. - углубленное изучение русской национальной литературы XIX-XX веков. Главная цель этого этапа - изучение литературного процесса России XIX-XX веков (включая советскую литературу), освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.
В 10 – 11 классе произведения располагаются по хронологическому принципу (как и в вузе) - от Карамзина до литературы конца XX века.
Весь корпус литературного материала в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний:
|
Программу под редакцией М. Б. Ладыгина отличает огромный объем текстов для обязательного чтения. Часть произведений (причем, весьма значительная) изучается учениками самостоятельно. Самостоятельное чтение проверяется с помощью читательских конференций, которые проводятся по определенным темам.
Особенностью программы является и то, что в средних классах очень велика доля произведений зарубежных авторов.
В программе есть ряд дополнительных разделов:
Раздел "Уроки волшебства" связан с теоретическим освоением законов литературы как вида искусства и закреплением в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.
Раздел "Сокровища книжных полок" призван помочь учителю в системе внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.
Раздел "В мастерской художника слова" раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя. Например, при изучении жанра "басня" в 5 классе этот раздел включает: "Секреты создания басни. Басни, написанные школьниками". Данная рубрика необходима для развития литературно-творческих способностей учеников. Раздел "В мастерской художника слова" есть почти в каждой теме - это свидетельствует о повышенном внимании авторов программы к таким способностям.
Помимо этого авторы предлагают факультативный курс "Зарубежная литература XIX-XX веков" для 10-11 класса, в которых изучение творчества зарубежных авторов не предполагается. Этот курс возможно ввести в школах, где на литературу отведено достаточное количество часов.
Программа реализуется с помощью учебников-хрестоматий, включающих произведения, соединенные по жанровому принципу. Каждая тема обычно включает:
теоретическую статью по изучаемому жанру (если речь идет о средних классах);
произведения, необходимые для изучения;
раздел "В мастерской художественного слова", где рассказывается о некоторых "секретах" в написании того или иного жанра;
творческие задания.