Реклама
• информация здесь
• Air Jordan Air jordan 1 Air jordan 1 mid Air jordan 1 mid женские Air Jordan женские.. . Мужская и женская спортивная одежда, обувь на любой сезон от мировых брендов. Купить спортивную одежду, обувь в маркетплейс myreact.ru с быстрой доставкой по РФ. Дарим 500руб по акции кэшбэк до конца года.
Поиск по сайту
Счетчики
Тюпа В. И. Первый образовательный цикл.
Мастерская слова (5 – 6 классы). Часть 1
Доступный младшему подростку читательский “культурный возраст” соответствует художественной культуре классицизма и тех античных образцов, на которых классицизм базировался. На этой стадии художественное сознание подобно “коллекции образцов”, оно авторитарно, нормативно и пока еще совершенно внеисторично. Литературность при этом отождествляется с принадлежностью к поэзии, т.е. с особой (не только искусной, но и искусственной) оформленностью текста.
Основной дидактической задачей уроков литературы в 5 (и далее в 6) классе мыслится формирование у школьников жанрового мышления. Это предполагает отнюдь не изучение жанрового состава мировой литературы, но овладение основами текстопорождения на жанрово различных художественных языках. Путь решения сформулированной задачи — подражание образцовым текстам.
Детское сочинительство в этом возрасте не является “подражанием” в современном (постромантическом) смысле слова. Оно есть творческая имитация предлагаемых литературных образцов — наиболее доступная и органичная для подростка форма творчества. Дидактический смысл такого сочинительства (дописывания, переложения, творческих имитаций) состоит в непосредственном, деятельном приобщении начинающего читателя к условности искусства со стороны классицистически понятых “правил” (исторически сложившихся в культуре норм построения художественных текстов).
На первой ступени литературного образования педагогически целесообразно различать три основных уровня освоения дидактического содержания:
высший — навык безошибочного порождения текстов заданных жанров или строфических форм;
средний — умение порождать тексты заданных жанров или строфических форм (с отступлениями от канонических норм);
низший — правильная идентификация и экспертная
оценка предложенных текстов с точки зрения полноты осуществления в
них соответствующих жанровых норм.
V класс
Мастерская стиха (Часть 1).
Введение. Литература как вид деятельности. Общее понятие о поэзии.
Тема 1: Элегический дистих.
Творческая имитация античных образцов. Гекзаметр.
Пентаметр. Эпитет.
Симонид. Платон. А.С. Пушкин. А.К. Толстой. Н.А. Кун. Гомер.
Тема 2: Рифма.
Различение, поиск и употребление рифм разного
типа.
А.С. Пушкин. М.И. Цветаева. А.А. Ахматова. В.В. Маяковский. О.Э. Мандельштам.
Тема 3: Бейт.
Творческая имитация образцов. Метафора. Афоризм. Понятие о поэтической теме.
Фрагменты персо-таджикской поэзии (по
выбору).
Фирдоуси. Шота Руставели.
Тема 4: Хокку.
Творческая имитация образцов. Понятие о поэтическом
переживании. Первоначальное понятие о форме и содержании.
Первоначальное понятие о лирике.
Басе. М.М. Пришвин.
Тема 5: Терцет.
Творческая имитация образцов. Понятие о символе.
Понятие о лирическом герое.
Данте Алигьери. А.С. Пушкин. В.Я. Брюсов.
Тема 6: Рубаи.
Творческая имитация образцов. Понятие о поэтической
мысли. Парадокс.
Омар Хайям.
Тема 7: Катрен.
Творческое дописывание. Олицетворение. Понятие о
строфе и жанре. Онегинская строфа.
М.Ю. Лермонтов. Н.С. Гумилев. А.С. Пушкин.
Тема 8: Ритмические основы русского стиха.
Овладение основными размерами русского
классического стихосложения. Творческое дописывание.
Н.С. Гумилев. Л. Кэрролл.
Тема 9: Октава.
Творческая имитация образцов. Творческое
дописывание. Понятие о традиции.
А. Н. Майков. И.В. Гете. В. Гюго. А.С. Пушкин. М.А. Волошин.
Тема 10: Сонет.
Творческая имитация образцов. Понятие о
литературном каноне.
Ф. Петрарка. Ж. Дю Белле. У. Шекспир. Дж. Китс. А.В. Шлегель. Л. де Вега. А.С. Пушкин. И.А. Бунин. Н.С. Гумилев. М. А. Волошин.