Рекомендуем

Реклама

Компания ДАЙМОНД Технолоджиз предлагает услуги по алмазному сверлению в Москве.

• Советую всем камень натуральный мрамор не пожалеете!

Поиск по сайту



Счетчики





Тюпа В. И. Первый образовательный цикл.
Мастерская слова (5 – 6 классы). Часть 1

Доступный младшему подростку читательский “культурный возраст” соответствует художественной культуре классицизма и тех античных образцов, на которых классицизм базировался. На этой стадии художественное сознание подобно “коллекции образцов”, оно авторитарно, нормативно и пока еще совершенно внеисторично. Литературность при этом отождествляется с принадлежностью к поэзии, т.е. с особой (не только искусной, но и искусственной) оформленностью текста.

Основной дидактической задачей уроков литературы в 5 (и далее в 6) классе мыслится формирование у школьников жанрового мышления. Это предполагает отнюдь не изучение жанрового состава мировой литературы, но овладение основами текстопорождения на жанрово различных художественных языках. Путь решения сформулированной задачи — подражание образцовым текстам.

Детское сочинительство в этом возрасте не является “подражанием” в современном (постромантическом) смысле слова. Оно есть творческая имитация предлагаемых литературных образцов — наиболее доступная и органичная для подростка форма творчества. Дидактический смысл такого сочинительства (дописывания, переложения, творческих имитаций) состоит в непосредственном, деятельном приобщении начинающего читателя к условности искусства со стороны классицистически понятых “правил” (исторически сложившихся в культуре норм построения художественных текстов).

На первой ступени литературного образования педагогически целесообразно различать три основных уровня освоения дидактического содержания:

высший — навык безошибочного порождения текстов заданных жанров или строфических форм;

средний — умение порождать тексты заданных жанров или строфических форм (с отступлениями от канонических норм);

низший — правильная идентификация и экспертная оценка предложенных текстов с точки зрения полноты осуществления в них соответствующих жанровых норм.

V класс (68 часов)

Мастерская стиха (Часть 1).

Введение. Литература как вид деятельности. Общее понятие о поэзии.

Тема 1: Элегический дистих.

Творческая имитация античных образцов. Гекзаметр. Пентаметр. Эпитет.

Симонид. “Путник, пойди возвести…”.

Платон. “Небом желал бы я стать…”.

А.С. Пушкин. “На перевод Илиады”, “Царскосельская статуя”.

А.К. Толстой. “Тщетно, художник, ты мнишь…”

Н.А. Кун. “Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях”.

Гомер. “Одиссея” (отрывки).

Тема 2: Рифма.

Различение, поиск и употребление рифм разного типа.

А.С. Пушкин. “Рифма, звучная подруга…”, “Вурдалак”.

М.И. Цветаева. “В огромном городе моем — ночь…”.

А.А. Ахматова. “Смуглый отрок бродил по аллеям…”.

В.В. Маяковский. “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”.

О.Э. Мандельштам. “Ах, ничего я не вижу, и бедное ухо оглохло…”.

Тема 3: Бейт.

Творческая имитация образцов. Метафора. Афоризм. Понятие о поэтической теме.

Фрагменты персо-таджикской поэзии (по выбору).

Фирдоуси. “Шах-наме” (отрывки).

Шота Руставели. “Витязь в тигровой шкуре” (отрывки).

Тема 4: Хокку.

Творческая имитация образцов. Понятие о поэтическом переживании. Первоначальное понятие о форме и содержании. Первоначальное понятие о лирике.

Басе. Хокку (по выбору).

М.М. Пришвин. “Лесная капель”.

Тема 5: Терцет.

Творческая имитация образцов. Понятие о символе. Понятие о лирическом герое.

Данте Алигьери. “Божественная комедия” (отрывки).

А.С. Пушкин. “В начале жизни школу помню я…”.

В.Я. Брюсов. “В старом Париже”, “Данте в Венеции”, “На меже”.

Тема 6: Рубаи.

Творческая имитация образцов. Понятие о поэтической мысли. Парадокс.

Омар Хайям. Рубаи (по выбору).

Тема 7: Катрен.

Творческое дописывание. Олицетворение. Понятие о строфе и жанре. Онегинская строфа.

М.Ю. Лермонтов. “Парус”, “Утес”, “Листок”.

Н.С. Гумилев. “Попугай”, “Крыса”.

А.С. Пушкин. “Евгений Онегин” (отрывки).

Тема 8: Ритмические основы русского стиха.

Овладение основными размерами русского классического стихосложения. Творческое дописывание.

Н.С. Гумилев. “Капитаны”.

Л. Кэрролл. “Алиса в стране чудес”, “Алиса в зазеркалье”.

Тема 9: Октава.

Творческая имитация образцов. Творческое дописывание. Понятие о традиции.

А. Н. Майков. “Гармонии стиха божественные тайны…”.

И.В. Гете. “Фауст” (Вступление).

В. Гюго. “Турнир короля Иоанна” (отрывок).

А.С. Пушкин. “Домик в Коломне”. “Осень” (дописывание).

М.А. Волошин. “Осенью”.

Тема 10: Сонет.

Творческая имитация образцов. Понятие о литературном каноне.

Ф. Петрарка. Сонеты (по выбору).

Ж. Дю Белле. Сонеты (по выбору).

У. Шекспир. Сонеты (по выбору).

Дж. Китс. Кузнечик и сверчок.

А.В. Шлегель. Сонет.

Л. де Вега. “Ну, Виоланта, задала урок…”

А.С. Пушкин. “Сонет”, “Поэту”, “Мадонна”.

И.А. Бунин. “На высоте, на снеговой вершине…”

Н.С. Гумилев. “Путь конквистадора”.

М. А. Волошин. “Corona astralis”.

Далее.