Реклама

• На сайте https://nsk.ids-drives.ru/ можно приобрести винтовой редуктор по низкой цене.

• Самая актуальная информация эротический массаж у нас.

• Наша организация premiums-diploms.com помогает всем купить диплом в Череповце по низкой стоимости.

Поиск по сайту



Счетчики





ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа - форма самостоятельной исследовательской деятельности студента, выполняемая на завершающем этапе изучения курсов частных методик.

При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать следующие умения:


    определять актуальность выбранной темы;
    анализировать существующие концепции филологического образования;
    теоретически и экспериментально обосновывать методику работы по заявленной теме.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Темы курсовых работ утверждаются на заседании кафедр литературы, русского языка и общего языкознания.


    Работа выполняется в 7-8 семестрах. Апробация заявленной методики осуществляется в ходе педагогической практики.


    Защита производится в 8 семестре . Срок защиты устанавливается на заседании кафедры.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы.

Темы курсовых работ могут определяться различными способами:


    Преподаватель предлагает тему курсовой работы студенту.
    Студент самостоятельно выбирает тему, соответствующую его интересам.
Самостоятельно выбрать тему исследования можно на основе:

    Аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами, в конце которых, как правило, указываются нерешенные проблемы.
    Выбора темы близкой к проблематике ранее выполненных исследований.
    Одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями.
    Анализа специальной литературы.
    Консультации с преподавателями для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.
В названии темы отражается объект, предмет и проблема исследования.

После выбора и согласования темы курсовой работы с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки консультаций и выполнения этапов курсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру.


    Титульный лист. Пример оформления (в формате .doc).
    Содержание.
    Введение.
    Основное содержание работы.
    Заключение.
    Список литературы.
    Приложение.
Содержание - это перечень структурных элементов (глав, параграфов и т.п.), составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В содержании указывают номер страницы, на которой находится начало главы, параграфа и т.д.

Заголовки, представленные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение.

Структурные компоненты введения могут быть определены в следующей последовательности:


    Актуальность исследования.
    Цель исследования.
    Объект исследования.
    Предмет исследования.
    Гипотеза исследования.
    Задачи исследования.
    Методы исследования.
    База исследования.
    Структура работы.
Курсовая работа требует постановки проблемы. Проблема исследования формулируется после предварительного анализа литературы и практики школьного обучения. В качестве проблемы может выступать противоречие между сложившейся школьной практикой и теми результатами, которые не удовлетворяют современным требованиям развития, воспитания и обучения школьника; неэффективные методы, методические приемы обучения; организация учебного процесса; неразработанность того или иного методического вопроса; несогласие студента с определенными взглядами ученых и др.

Актуальность определяется степенью исследованности выбранной темы, наличием различных концепций в отношении данной проблемы, отсутствием современных подхода в практическом решении поставленных вопросов.

Цель, задачи и гипотеза исследования вытекают из проблемы.

Цель определяется тем, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит.

Задачи - что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза - основание, предположение, прогнозируемый результат, предположительное суждение о закономерной, причинной связи изучаемых явлений.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект - это процесс, факт или явление, избранные для изучения.

Предмет - это позиция ученого, с которой он рассматривает объект исследования. Предмет находится в границах объекта. Объект и предмет как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Введение содержит указание на методы исследования:


    Эмпирические методы: наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение школьной документации, метод диагностирующих контрольных работ, обобщение педагогического опыта, эксперимент.
    Теоретические методы: теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений), индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
    Математические методы.
    Статистические методы.
Основное содержание работы включает 2 главы: теоретическое обоснование проблемы исследования и описание опытно-экспериментальной работы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, показать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.

В теоретической части раскрываются история и теория вопроса, дается критический анализ литературы, определяется понятийный аппарат. При прочтении литературы следует обращать внимание на неизученность того или иного аспекта, на качество уже изученных проблем и их современность. В процессе анализа появляется возможность определить направление и те вопросы, которые нужно решить в предстоящем исследовании, с целью усовершенствования процесса изучения русского языка или литературы. Анализ учебников и программ направлен на определение эффективности содержания и методики обучения.

В выводах по первой главе должны быть определены теоретические положения, на которые автор работы будет опираться в ходе дальнейшего исследования.

Для теоретического обоснования темы необходимо использовать не менее 25 источников.

Вторая глава состоит из трех параграфов:


    Психолого-педагогическое обоснование возрастных и типологических особенностей восприятия школьников.


    Обоснование своей методики работы по заявленной теме.


    Описание эксперимента.

Эксперимент включает 3 этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.

На констатирующем этапе проводится срезовая работа, позволяющая выявить уровень филологического образования и развития школьников до реализации методики.

На формирующем этапе осуществляется применение разработанной методики.

На итоговом этапе эксперимента проводится контрольная срезовая работа.

Для проведения эксперимента у студента должны быть разработана своя методика обучения, конспекты уроков, дидактический материал для учащихся. Методика должна выстраиваться не только на частных, но и на общих концепциях.

Одновременно определяются методики фиксирования хода и результатов экспериментальной работы, критерии оценки результатов проведенной работы с учащимися, заданий для проверки эффективности внедряемой методики.

Центральный момент опытной работы - проведение уроков, на которых апробируется методика работы, разработанная студентом. Проведение уроков требует не только реализации методической системы, но и наблюдения за учащимися. В ходе урока необходимо фиксировать его результаты.

Анализ полученных данных подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д., которые могут быть включены в основную часть работы или оформлены в виде отдельного приложения.

В выводах по второй главе должны быть представлены итоги экспериментальной работы.

В заключении даются общие выводы по работе, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. При этом подтверждается актуальность исследования.

Заключение должно быть кратким и обстоятельным. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на вопросы: Зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор?

Заключительная часть также предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы.

Список литературы включает 25-30 источников. В список включаются все использованные автором источники, независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале и т.д.) и цитировались ли в работе. Цитируется 50% от заявленных источников. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы.

Пример оформления списка литературы (в формате .doc).

Вспомогательные или дополнительные материалы, помещаются в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии документов, программы экспериментов, образцы ученических работ, конспекты и фрагменты уроков, содержание анкет и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, иллюстративный материал.

3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Текст курсовой работы по объему составляет 25-30 страниц машинописного текста (допускается рукописный вариант).


    Формат текста: Word for Windows - 95/97, формат страницы А4, через полтора интервала. Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, в строке - до 60 знаков (считая пробелы и знаки препинания).


    Шрифт: размер (кегль) - 14; тип - Times New Roman (Cyril).


    Поля: слева - 50мм, справа - 10мм, сверху - 20мм, снизу - 20мм.


    Все страницы текста, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы; нумерация начинается с той страницы, на которой напечатано содержание (стр. 2). Нумерация выставляется в середине верхнего поля страницы.


    Текст основной части работы делится на главы и параграфы. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы, параграфы - в пределах глав и обозначаться арабскими цифрами с точкой.


    Фразы, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом.


    Заголовки отделяются от основного текста. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 10 мм. Заголовки располагают симметрично тексту. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят.


    Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.


    Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака №), с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение", например: "Приложение1", "Приложение2" и т.д. С новой строки пишут название приложения.

    Нумерация страниц, на которых делается приложение должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

    Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки по форме.


    Все иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, фотографии и т.п.) называются рисунками.

    Рисунки и таблицы размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Они имеют названия и последовательную нумерацию арабскими цифрами.
    Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация источников. (Образец оформления списка литературы см. в Приложении 3).


    Работа должна быть написана литературно грамотно, научным стилем.

    Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: "я наблюдал", "я считаю", "по моему мнению" и т.п. Корректнее использовать местоимение "мы", но желательно обойтись без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение "мы", т.е. фразы строятся с употреблением слов "наблюдаем", "устанавливаем", имеем". Можно использовать выражения: "на наш взгляд", "по нашему мнению", однако предпочтительнее писать "по мнению автора" (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: "изучение опыта свидетельствует о том, что...", "на основании выполненного анализа можно утверждать...", "проведенные исследования подтвердили..." и т.п.

    Внутритекстовые ссылки оформляются в скобках. Например: [28, с.104], что означает: 28 - номер источника в списке литературы, 104 - номер страницы.

    4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

    Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на студенческую конференцию. На защите автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин.) и отвечает на вопросы преподавателя и студентов. Сообщение включает изложение состояния проблемы, результатов опытно-экспериментальной работы, выводов и предложений, перспектив исследования.

    Критерии оценки курсовой работы:


      Актуальность темы.
      Глубина изучения литературы.
      Объективность методов исследования и достоверность результатов.
      Обоснованность выводов.
      Полнота и четкость проведения экспериментальной работы.
      Самостоятельность выполнения курсовой работы.
      Стиль и оформление работы.

    По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка.

    Примечание: Положение о курсовой работе составлено на основе Положения о дипломной работе.