Рекомендуем

Реклама

Лучшие отели кипр.

очистка скважин

• По привлекательной цене гардеробные системы со скидками, в любое время.

заказать карту payoneer

Поиск по сайту



Счетчики





Программа по литературе В. И. ТЮПЫ
для средних общеобразовательных школ

Данная программа разработана в расчете на планируемый переход среднего образования в Российской Федерации к 12-летнему циклу обучения. Программа может выполняться вне зависимости от того, по какой системе дети обучались в начальной школе, однако наиболее органичным ее предварением является связанная с нашей единством концепции программа по литературе для начальной школы Т.С. Троицкой и О.Е. Петуховой.

Предлагаемая программа решает экспериментальные задачи и не сводится к установленному Министерством образования РФ обязательному минимуму по литературе, который однако составляет ее ядро.

Ситуация в литературном образовании школьников такова, что даже минимальный объем его содержания медленно, но неуклонно увеличивается, а количество отводимых на его усвоение учебных часов практически уже сведено к минимуму. В этой ситуации из-за дефицита учебного времени и сложности преподаваемого материала (школьники среднего звена должны приобщиться к произведениям Достоевского, Платонова, Булгакова и других "трудных" писателей) привычное хронологическое "изучение" литературы на уроках становится не только неэффективным, но по сути дела и неосуществимым. Необходима новая образовательная стратегия, при которой ведущая роль в учебном процессе отводится самостоятельному чтению.

С точки зрения такой образовательной стратегии, важнейшей задачей учителя оказывается не истолкование литературных произведений на уроке, а подготовка юных читателей к встрече с ними - обучение глубокому и эффективному чтению художественных текстов. Это требует новых методических подходов к учебному процессу по литературе, предполагаемых данной программой.

Структура и содержание программы определяются ключевой целью литературного образования, которая мыслится как воспитание квалифицированного читателя. Нельзя упускать из виду, что литература принадлежит к числу школьных предметов эстетического цикла. Это означает, что основной дидактической направленностью этой дисциплины следует считать формирование читательской культуры понимания любых (не только программных) художественных произведений в единстве их формы и содержания, а не распространение научно-популярных сведений о литературе, почти не затрагивающих эмоциональной (нравственно-эстетической) сферы личности учащегося.

К научно ориентированному (литературоведческому) изучению программных художественных текстов читатель подросткового возраста психологически еще совершенно не готов. Но в такого рода работе с литературным материалом и нет необходимости. Выпускнику основного общего образования необходимо дать не те репродуктивные знания о литературе, которые подвержены забыванию, а те креативные умения, которые читателем уже не утрачиваются. Целью программы эстетически ориентированного преподавания литературы выступает формирование у школьников среднего звена развитой культуры художественного мышления - на материале литературных произведений обязательного минимума.

Осуществление сформулированной цели предполагает постановку и решение следующих задач:


формирование представлений о художественном творчестве как жизненно важной и глубоко специфической духовной деятельности;


освоение учащимися многообразия художественных языков различных жанров, эпох и традиций;


овладение навыками литературного текстопорождения для более глубокого понимания художественных произведений;


углубление эмоциональной рефлексии школьников, формирование у них эстетических потребностей и развитого эстетического вкуса;


развитие творческих способностей воображения и интеллектуальных возможностей проникновения в смысл художественных творений;


накопление читательского опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных литературных произведений;


формирование обоснованных читательским опытом убеждений в эстетическом богатстве, нравственной глубине и исторической значимости русской художественной словесности в контексте мировой литературы.

Перечисленные задачи нашей программой ставятся и решаются стадиально - в соответствии не столько с абстрактными "возрастными особенностями" младших и старших подростков, сколько в соответствии с их "культурным возрастом". Это ключевое для предлагаемой программы понятие было выдвинуто Л.С. Выготским, который писал, в частности, что "процесс врастания ребенка в культуру не может быть <...> отождествлен с процессом органического созревания", как и с процессом его интеллектуального развития. Ставя проблему "культурного возраста" человека наряду с иными его возрастами: паспортным, физиологическим и интеллектуальным, - Выготский подчеркивал, что культурное развитие личности "подчинено своей закономерности, имеет свои внутренние рамки, свои стадии", которые "в известном закономерном изменении следуют одна за другой, и прохождение этих стадий никогда не совпадает совершенно точно с хронологическим течением времени".

Скорость прохождения различных этапов этого пути зависит от множества факторов и весьма неравномерна. Нередко читатель, если и не утрачивает свойственной детскому возрасту потребности в художественном восприятии, то останавливается в своем развитии на той или иной стадии и на всю жизнь остается читателем-классицистом, читателем-сентименталистом или читателем-романтиком, не созревшим для полноценного восприятия литературных шедевров последних двух веков.

Требование стадиальности литературного образования отнюдь не означает, что учебный материал должен быть ограничен соответствующей литературной эпохой. Стадиальное своеобразие каждого этапа состоит в тех читательских установках, какие будут актуализированы учителем при обращении к любому избранному литературному материалу.

Учащиеся начальной школы все еще являются по преимуществу носителями сознания фольклорного типа. В 5-6 классах в качестве читателей им предстоит не формально, а по существу перейти в мир литературы. Это означает, что первый этап литературного образования в среднем школьном возрасте должен решить те же задачи становления индивидуальной художественной культуры каждого читателя, какие в становлении национальной художественной культуры решает классицизм.

Сказанное совершенно не предполагает столь раннего изучения классицизма как историко-литературного явления. Классицизм используется только как деятельностная модель организации учебного процесса. Стадиально эффективный путь становления читательской культуры в младшем подростковом возрасте - овладение нормативными основами и навыками литературного текстопорождения (сочинительства): работа в "мастерской стиха", а затем, в соответствии с закономерностями мирового литературного процесса, и в "мастерской прозы".

Следующая стадия становления индивидуальной художественной культуры предполагает органическое, ненасильственное изживание классицистической нормативности в восприятии искусства и мышлении о нем "по образцам". Она соответствует "эстетической революции" в культуре 18 века (наиболее значительными проявлениями которой явились сентиментализм и европейская классическая эстетика) и означает существенную смену читательских установок.

Обучение литературному письму как косвенное формирование читательской культуры должно уступить свое место непосредственному обучению основам подлинно художественного восприятия - искусства чтения. Не жанровые правила, а эстетические категории героического, трагического, комического, идиллического; гармония частей в рамках художественного целого; нераздельность формы и смысла литературных произведений; эмоциональная рефлексия как культура художественного сопереживания - такова проблематика второй стадии становления читательской культуры.

Литературное образование в 9-10 классах призвано стадиально соответствовать романтическому этапу в развитии национальной и мировой художественных культур. Эта глубоко органичная для раннего юношеского возраста стадия читательской культуры творчески весьма продуктивна, но и обостренно эгоцентрична. Чтобы помочь юному читателю постепенно изжить свой возрастной эгоцентризм, не утрачивая творческого потенциала, необходимо очередной сменой читательских установок учебного процесса привести его к подлинной культуре сотворчества.

Квалифицированный читатель, эффективно прошедший школу навыков текстопорождения, сопереживания (эстетического вкуса) и сотворчества, действительно готов к изучению литературы в двух заключительных классах среднего (полного) общего образования.

В программе эстетически ориентированного литературного образования ключевая роль принадлежит не историко-литературному материалу и не теоретико-литературоведческим проблемам, а последовательно формируемым читательским установкам. Поэтому перечисления литературных произведений к учебным темам носят сугубо рекомендательный характер. Ориентируясь на установленный Минобразования РФ минимум и на собственный эстетический опыт, учитель может в каждом отдельном случае по своему усмотрению избирать тексты из числа названных или привлекать иной литературный материал - аналогичный по своему дидактическому потенциалу.

Программа рассчитана на то минимальное количество учебного времени (2 часа в неделю), которое отводится литературе действующими учебными планами. Но для более эффективного ее осуществления весьма желательны уроки закрепления приобретаемых школьниками креативных и рецептивных навыков. Для проведения таких уроков могут быть использованы часы регионального компонента учебных планов.

Особый характер учебной деятельности по эстетически ориентированной программе литературного образования предполагает сугубо активное участие в ходе урока всех присутствующих. Это до известной степени уподобляет уроки в "литературных мастерских" урокам иностранного языка и делает крайне целесообразным их проведение в учебных группах по 12-15 человек.

Преподавание литературы по предлагаемой программе обеспечивается серией учебников:


МАСТЕРСКАЯ СТИХА. Часть 1;


МАСТЕРСКАЯ СТИХА. Часть 2;


МАСТЕРСКАЯ ПРОЗЫ; ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ. Часть 1;


ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ. Часть 2;


ШКОЛА СОТВОРЧЕСТВА. Часть 1;


ШКОЛА СОТВОРЧЕСТВА. Часть 2, а также методическими руководствами по работе с ними.

Подробнее.